Игра ТРИЗ
  Я предлагаю консультации для начинающих ТРИЗ-педагогов по методической работе и составлению учебных планов. Если вы в этом заинтерсованы, пишите мне в личные сообщения на странице в контакте.

  О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице

Моя коллекция: реальные случаи «встречи с Чудом»

Как здорово, что есть люди, которые вдохновляют. Вдвойне здорово, когда это личное знакомство, позволяющее быть непосредственным свидетелем развития и движения вперед. А что если рядом таких людей нет?..

Во-первых, это маловероятно, присмотритесь еще раз )) Во-вторых, эта проблема решена составителями биографий и самими творческими личностями, которые рассказывают о своей жизни.

Люблю играть в биографа-сыщика, добираться до истоков, понимать, что стало «спусковым механизмом» для необыкновенного творческого пути интересного мне человека. Часто оказывается, что это было событие, которое повергло в изумление, а затем открыло интерес всей будущей жизни. В материалах по ТРТЛ (Теория Развития Творческой Личности) такие «поворотные моменты» называют «встреча с Чудом», как правило, это события детства или юности.

Хочу рассказать о найденных примерах встреч с Чудом, сделать их достоянием общественности :)

 

Кто? Ольга Арефьева – певица, музыкант, поэт, автор книг, создатель группы «Ковчег» и внушительного числа творческих проектов.

О чем? О встрече с музыкой.
vsrecha_s_chudom_oa

«Я заметила, что наиболее сильные впечатления я получила от самого факта искусства: что первое попалось. У нас пластинка была на 45 оборотов с советской песней про солдата. Читать я не умела, папа нарисовал на ней звездочку. Я ее заслушивала до дыр. И это было такое потрясение — от первой пластинки, песни, от первого осознания музыки. Услышала гармонию, прочувствовала сопряжение аккордов. Музыка как таковая — наиболее сильное впечатление. Чем ты взрослей, тем тебя труднее удивить, тем сложнее получить удовольствие. Сильнее всего действует то, что услышали в юности. По сути, что первым подвернулось. Первая красивая картинка, первые аккорды на гитаре.»

 

Кто? Слава Полунин – клоун, мим, актер, режиссер.

О чем? О встрече с пантомимой.

vsrecha_s_chudom_slava

- Однажды я смотрел с мамой телевизор и показали Чарли Чаплина. Мама сразу выключила телевизор. А я проплакал до утра.

- Почему?

- Потому что меня совершенно поразил его язык, мир, который он создал. Мир, где он то смешной, то грустный, и это выражалось через блестящее, фантастическое владение телом, он как будто танцевал весь фильм. И я понял, что хочу, как он – смешить и заставлять людей плакать, это было лет в десять примерно. На следующий день я уже в башмаках и с тросточкой в руке был на празднике в школе. Я сделал эту тросточку и ходил, поигрывая ею, чаплинскою утиной походкой. Потом, наверное, не было ни одного праздника в этом городке или в моей школе, где бы я не выступал. Я везде выступал, даже во дворе, от меня ни минуты покоя людям не было!

 

Кто? Елена Макарова – педагог, скульптор, автор книг.

О чем? О встрече с живописью.

vsrecha_s_chudom_makarova

«Помню, как я, десятилетней девочкой, сидела в подушках на кровати после тяжелой болезни, и мамин знакомый, видя, что я томлюсь от безделья, сбегал к себе домой и принес мне книги с «картинками». У нас дома таких не было, да и в чужих домах не доводилось мне видеть блестящий глянец суперов, трогать гладкие страницы, приподымать завесу папиросной бумаги с просвечивающих сквозь нее ярких красок. Знакомый, которого я запомнила и полюбила на всю жизнь, хотя он был эпизодическим лицом в жизни моих родителей, принес мне тогда Модильяни, Ван Гога, Гойю и Мунка. Я часами разглядывала поводок, на котором кудрявая гойевская дама держала болонку, прозрачные складки черного платья дамы с мопсом, рассыпающиеся, как стеклышки в детском калейдоскопе, лучи вангоговского солнца. Это было чудом. И я втайне надеюсь, что многим детям западут в душу те картины и скульптуры, с которыми я их впервые познакомила.»

 

Кто? Генрих Альтшуллер – автор ТРИЗ, ТРТЛ, изобретатель, писатель-фантаст.

О чем? О встрече с изобретателем.

vsrecha_s_chudom_gsa

«Впервые я увидел изобретателя давным-давно, ещё до войны. Мы жили в Баку, я учился тогда в четвертом классе. Однажды, вернувшись из школы, я заметил во дворе монтёров, уныло куривших у развороченной трансформаторной будки. Деревянные стенки будки были сломаны, монтёры сидели на досках и смотрели на огромный чёрный трансформатор, стоявший на каменном постаменте. Высота постамента была порядочная, больше метра, и теперь, когда сняли будку, трансформатор походил на солидный, внушительный памятник. Монтёры ждали кран, чтобы снять старый трансформатор и поставить новый. В тот вечер я готовил уроки при керосиновой лампе. Света не было и во второй вечер, и в третий. Жильцы суетились вокруг рабочих, игравших в домино. Кран в те времена считался машиной редкой, серьёзной, дождаться его было непросто. Монтёры вяло отругивались, они и сами не знали, когда все закончится. Сначала, правда, я не сообразил, что это изобретатель. Просто распространился слух, что сосед из одиннадцатой квартиры, счетовод, будет завтра снимать с постамента трансформатор. Почти у всех жильцов были клички, некоторых уважительно звали по имени — «дядя Костя», «дядя Володя», а счетовод так и был Счетоводом. Много лет спустя, увидев на экране артиста Вицина, я вздрогнул: вылитый Счетовод… На следующий день я сбежал с последнего урока: очень хотелось посмотреть, как Счетовод будет опускать громадный трансформатор. Я успел как раз вовремя. У ворот стояла подвода со льдом, и монтёры перетаскивали куски льда во двор, к трансформатору. Тут надо кое-что пояснить. В те годы электрических холодильников не было. Каждый день — с весны до осени — от дома к дому проезжала телега со льдом, голубоватыми плитами килограммов на двадцать. Хозяйки покупали лёд — плиту, полплиты, четверть плиты, крошили его и набивали деревянные шкафчики-холодильники. Или просто клали лёд в ведра и тазы. И вот теперь монтёры зачем-то таскали лёдяные плиты, а Счетовод укладывал их, и рядом с постаментом быстро вырастал лёдяной куб. Когда оба куба — ледяной и каменный — стали одной высоты, Счетовод положил на лёд доски, монтёры ломами передвинули трансформатор — медленно, сантиметр за сантиметром — с каменного постамента на лёдяной. Лёд поскрипывал, но плиты были уложены аккуратно, куб не рассыпался, выдержал. Счетовод собственноручно прикрыл лёд брезентом. А мы стояли и смотрели, как из-под брезента течёт вода. Сначала это была тоненькая струйка, потом настоящий ручей: сентябрьское солнце в Баку работает по-летнему… Все во дворе, даже скандальный старикан по прозвищу Клад (он уверял, что знает, где зарыты богатейшие клады, но вот беда — нет денег на дорогу), все говорили, что лёд — это здорово придумано. А дядя Миша (теперь Счетовода называли по имени) сидел на раскладном стульчике, читал газету и время от времени, откинув брезент, внимательно оглядывал лёд… Утром я выбежал во двор. Трансформатор опустился на полметра, не меньше. Было воскресенье, но монтёры работали — устанавливали новый щит. Из-под брезента бежала прозрачная струйка воды. Я был потрясен. Ведь все знали, что лёд тает, и я это тоже знал, но никто, ни один человек не догадался, что трансформатор можно передвинуть на лёд, а дальше все произойдет само собой, и лёд плавно опустит груз на землю. Почему дядя Миша догадался, что так можно сделать, а мы не догадались?! И еще: лёд, обыкновенный лёд, который годился только для того, чтобы охлаждать, оказывается, мог осторожно опускать тяжести. Наверное, лёд может и многое другое. И не только лёд. У меня вдруг появилась мысль, что каждое вещество умеет делать все, что угодно. Вот тут мне и пришло в голову это слово: изобретение. Я сообразил, что дядя Миша сделал изобретение и, следовательно, он изобретатель. Может быть, о нём напишут в газетах. Особенно если он придумает, как поднять новый трансформатор. У меня на этот счёт не было ни одной подходящей мысли. К сожалению, в понедельник приехал автокран. На постамент подняли новый трансформатор, а старый увезли. Монтёры подключили свет, плотники сколотили новую будку, маляр покрасил её — и на том все кончилось. Но я навсегда запомнил, что в любом, даже самом безвыходном положении можно что-то придумать, изобрести, и это «что-то» будет очень простым, неожиданным и красивым.»

Картинка от Illustory

vstrecha_s_chudom

Конечно, нет 100% уверенности, что рассказчики не приукрасили свои воспоминания. С другой стороны, попытка осознать свой  путь – еще одна ключевая черта пробужденного творческого сознания. Так же напомню, что удивительное событие-чудо – не абсолютная аксиома, когда мы говорим о начале творческого пути.  Важной оказывается так же особая обстановка, настраивающая на открытость новому, любознательность, готовность удивляться познанию мира.

Уверена, что у читателей есть примеры из своей жизни или из биографии других великих людей. Расскажите о них в комментариях!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>