Игра ТРИЗ
  Я предлагаю консультации для начинающих ТРИЗ-педагогов по методической работе и составлению учебных планов. Если вы в этом заинтерсованы, пишите мне в личные сообщения на странице в контакте.

  О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице

Метод фокальных объектов для самых маленьких

Как готовится к занятиям по развитию воображения образцовый, сферический в вакууме специалит по триз-педагогике (конечно, я не знаю этого неверняка, но предполагаю )): смотрит в методичку, читает конспект, прикидывает, как его «перекроить» под себя, пишет план, готовит наглядный материал, игрушки, подвижные игры, песни, пляски, что там еще требуется по возрасту…

Как готовлюсь к очередному занятию я: бегаю по дому, собираю «мусор».Более того, еще и при этом ругаюсь, что нынче пошел некачественный бросовый материал, не то что раньше…

mfo_gazz

Сегодня мой объект сбора — это разные газеты. Для чего они мне? (конечно, конечно, план урока, песни и пляски я тоже завернула в газетку, не волнуйтесь).

Ну сейчас доберусь до места занятий и расскажу.

Наша тема – фантазирование с переносом необычных свойств на предмет. Иными словами, это про метод фокальных объектов (прочитать статью), но очень-очень упрощенно. Для самых маленьких.

И это было примерно вот так…

- Сегодня расскажу вам один секрет изобретателей. Хотите?

- Да!

- Вы когда-нибудь наблюдали, как они ведут себя в свободное от изобретательства время?

Нет, ни разу?

Так вот: в любом месте они внимательно разглядывают все те объекты, которые есть вокруг, рассматривают, значит, что-то себе в блокнотах отмечают…

- Зачем?

- Так они подмечают их самые яркие свойства и потом, (когда оказываются, например, в изобретательской мастерской)) переносят эти свойства на свои задумки. Так получаются необычные предметы, и все вокруг удивляются «как ты такое смог придумать?!»

Хотите вас научу также придумывать?

- Хотим!

- Тут как раз у меня есть кое-что…. Смотрите…

- Это же просто газета!? Ну и что…

- Да ладно вам. Какая она? …

Ну и пошло-поехало. Берем газеты в руки и говорим о ее свойствах, которое помогли заметить нам ручки, глазки, ушки…

Газета у нас:

  • мятая
  • прямоугольная
  • складывающаяся и раскладывающаяся
  • шуршащая
  • на ней буквы и картинки, их можно читать, они часто черно-белые.

Методическая ремарка. Если дети в группе младшие или разновозрастные, то берем только одно, очевидное, самое яркое и выпуклое свойство.

В случае с газетой – буквы и картинки

 А теперь будем переносить газетные свойства на мебель, одежду, посуду, транспорт (заметьте, берем тоже простые и известные детям предметы).

Каким будет стул, если его обшить светлой тканью с буквами? Что будет плохого, а что хорошего? Как исправить недостатки газетного стула?

mfo_gazeta04

Вот еще примеры других «газетных» объектов.

mfo_gazeta03

mfo_gazeta06

mfo_gazeta02

А если выбрать свойство газеты «складывающаяся и раскладывающаяся» и перенести на мебель, то получатся такие стулья и кресла.

mfo_gazeta07 mfo_gazeta10

А так выглядит «мятый» абажур

mfo_gazeta09

Ну вот и весь секрет для самых маленьких изобретателей :)

Бонусом можно поговорить, как может пригодиться газета после того, как ее прочитали (и с помощью нее придумали новый объект по МФО)))

Вот вам несколько примеров полезных применений газет:

  • беречь обложку книги от повреждений или грязи

mfo_use01

  • сворачивать горшочки для рассады

mfo_use02

  • хранить яблоки

mfo_use03

  •  протирать насухо стекла, чтобы не оставалось разводов

mfo_use04

  • держать карандаши или другие предметы в качестве подставки или корзины

 mfo_use06

mfo_use05

 

  • превращаться в необычное украшение.

 

 

mfo_use07mfo_use08

P.S.

И обязательно соорудите шапочки из газет!!!


2 коментариев(-ий) на “Метод фокальных объектов для самых маленьких

  1. Елена

    большое спасибо за Вашу работу, подсказки и придумки. очень интересно и доступно. буду использовать в своей работе с дошкольниками

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>