Игра ТРИЗ
  Я предлагаю консультации для начинающих ТРИЗ-педагогов по методической работе и составлению учебных планов. Если вы в этом заинтерсованы, пишите мне в личные сообщения на странице в контакте.

  О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице

Слагаемые креативности

«Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Поль Торренс, американский психолог

 На минутку задумаемся, с какой бешеной скоростью сменяются события каждый день вокруг нас. Наши будни до отказа заполнены информационным шумом. Ориентироваться в нем сложно и детям, и взрослым.

sk_01

Какими качествами нужно обладать, чтобы не только не поддаться информационному стрессу, но и суметь воплотить свои замыслы в жизнь? Очевидно, что  в такой ситуации на первый план выходят  способности:

  • быстро адаптироваться к изменениям,
  • самостоятельно решать проблемные ситуации, отклоняясь от традиционных схем,
  • порождать необычные идеи.

Иными словами, важно быть  креативной, творческой личностью.

sk_02

Учат ли этому в школе?  Нет, программа не успевает за быстрым изменением темпа жизни, значит, не позволяет обучить ребенка тому, каким должен быть человек нового мира.

В подтверждение, приведу цитату Г.С. Альтшуллера:

«Педагогика учит знаниям, которые были получены в прошлых условиях, поскольку мы имеем только такие знания, но учить надо тем знаниям, которые появятся и будут необходимы в будущем, поскольку мир стремительно меняется и знания столь же стремительно устаревают».

Тем не менее, качества творческой личности формируются под влиянием того, что окружает человека. Значит, в наших силах осознанно повлиять на раскрытие творческого потенциала ребенка.

Креативность – это универсальная познавательная творческая способность. Она складывается из нескольких важных составляющих:

  • развитие образного и ассоциативного мышления (примеры игр можно прочитать здесь и здесь )

z26cj-4p3rk

  • развитие управляемой фантазии и воображения.

Ключевое слово «управляемой», т.е. ребенок не просто выдает «фонтан идей» (что тоже неплохо для начала), но и знает, какими способами может выдвинуть полезную фантастическую гипотезу  (о приемах фантазирования можно прочитать здесь и здесь)

  • умение устанавливать причинно-следственные связи — объяснять последовательность  событий…

…и какой из этого следует вывод (как говорил Иа-иа))

  • развитие системного мышления –  понимать взаимосвязи между свойствами, частями предмета и то, частью какой надсистемы является он сам объект.

Система – это одна из основных, «упорядочивающих» :)  категорий ТРИЗ,  это то, чем ТРИЗ рисует свою картину мира.

Примером игры на развитие системного мышления является игра «Да-нет», подробнее о ней я написала здесь и здесь.

  • развитие дивергентного мышления – типа мышления, который допускает варьирование путей решения проблемы, позволяет прийти к неожиданным выводам и результатам.

Ключевая особенность ТРИЗовских задачек – это возможность получить много вариантов решения одной проблемы (а потом, конечно, суметь выбрать самое оптимальное)

sk_03

  • развитие диалектического мышления - способа мышления, позволяющего находить противоречия и противоположности в объектах и явлениях.

Примерами игр для тренировки диалектического мышления могут служить вариации игр «Хорошо-плохо», «Наоборот» (скоро напишу о них подробнее) и «Сказочный магазин»

  • развитие функционального мышления – умения определять, какую функцию («работу») выполняет предмет. С развитием функционального мышления неразрывно связано умение находить ресурсы (скрытые функции) окружающих объектов.

«Прокачанность» этой способности особенно выделяет креативную личность.

Хорошая новость в том, что тренировать функциональное мышление могут все. Нужно чаще обращать внимание на окружающие предметы и придумывать им новые полезные применения. Можно проделывать такое упражнение, скажем, во время чистки зубов))))

Примеры игр и картинок, демонстрирующих возможности ресурсов привычных вещей можно найти тут, вот тут, здесь.

Наконец, когда начинать учить творчеству? Как можно раньше, пока ребенок воспринимает мир дружественным и целостным. Разумеется, основным средством развития креативности в раннем возрасте могут быть только увлекательные игры.

Желаю удачи!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>