О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице
Слагаемые креативности
«Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
Поль Торренс, американский психолог
На минутку задумаемся, с какой бешеной скоростью сменяются события каждый день вокруг нас. Наши будни до отказа заполнены информационным шумом. Ориентироваться в нем сложно и детям, и взрослым.
Какими качествами нужно обладать, чтобы не только не поддаться информационному стрессу, но и суметь воплотить свои замыслы в жизнь? Очевидно, что в такой ситуации на первый план выходят способности:
- быстро адаптироваться к изменениям,
- самостоятельно решать проблемные ситуации, отклоняясь от традиционных схем,
- порождать необычные идеи.
Иными словами, важно быть креативной, творческой личностью.
Учат ли этому в школе? Нет, программа не успевает за быстрым изменением темпа жизни, значит, не позволяет обучить ребенка тому, каким должен быть человек нового мира.
В подтверждение, приведу цитату Г.С. Альтшуллера:
«Педагогика учит знаниям, которые были получены в прошлых условиях, поскольку мы имеем только такие знания, но учить надо тем знаниям, которые появятся и будут необходимы в будущем, поскольку мир стремительно меняется и знания столь же стремительно устаревают».
Тем не менее, качества творческой личности формируются под влиянием того, что окружает человека. Значит, в наших силах осознанно повлиять на раскрытие творческого потенциала ребенка.
Креативность – это универсальная познавательная творческая способность. Она складывается из нескольких важных составляющих:
- развитие управляемой фантазии и воображения.
Ключевое слово «управляемой», т.е. ребенок не просто выдает «фонтан идей» (что тоже неплохо для начала), но и знает, какими способами может выдвинуть полезную фантастическую гипотезу (о приемах фантазирования можно прочитать здесь и здесь)
- умение устанавливать причинно-следственные связи — объяснять последовательность событий…
…и какой из этого следует вывод (как говорил Иа-иа))
- развитие системного мышления – понимать взаимосвязи между свойствами, частями предмета и то, частью какой надсистемы является он сам объект.
Система – это одна из основных, «упорядочивающих» категорий ТРИЗ, это то, чем ТРИЗ рисует свою картину мира.
Примером игры на развитие системного мышления является игра «Да-нет», подробнее о ней я написала здесь и здесь.
- развитие дивергентного мышления – типа мышления, который допускает варьирование путей решения проблемы, позволяет прийти к неожиданным выводам и результатам.
Ключевая особенность ТРИЗовских задачек – это возможность получить много вариантов решения одной проблемы (а потом, конечно, суметь выбрать самое оптимальное)
- развитие диалектического мышления - способа мышления, позволяющего находить противоречия и противоположности в объектах и явлениях.
Примерами игр для тренировки диалектического мышления могут служить вариации игр «Хорошо-плохо», «Наоборот» (скоро напишу о них подробнее) и «Сказочный магазин»
- развитие функционального мышления – умения определять, какую функцию («работу») выполняет предмет. С развитием функционального мышления неразрывно связано умение находить ресурсы (скрытые функции) окружающих объектов.
«Прокачанность» этой способности особенно выделяет креативную личность.
Хорошая новость в том, что тренировать функциональное мышление могут все. Нужно чаще обращать внимание на окружающие предметы и придумывать им новые полезные применения. Можно проделывать такое упражнение, скажем, во время чистки зубов))))
Примеры игр и картинок, демонстрирующих возможности ресурсов привычных вещей можно найти тут, вот тут, здесь.
Наконец, когда начинать учить творчеству? Как можно раньше, пока ребенок воспринимает мир дружественным и целостным. Разумеется, основным средством развития креативности в раннем возрасте могут быть только увлекательные игры.
Желаю удачи!