Игра ТРИЗ

Встреча с чудом: что это такое?

 

«Важнейший параметр творческой жизни – Достойная Цель»

Г.С. Альтшуллер

cc537ded15ec6cedeb7159c06a7276ba

Есть такая на свете штука, которая во взрослой, сознательной жизни является, скажем так, краеугольной, но которой, по сути, нигде целенаправленно не учат. О чем я говорю? О поиске Достойной Цели в жизни. По-моему, в школе всё сводится в лучшем случае к профориентации (не всегда успешной). Обсуждается ли этот вопрос («Для чего я живу?») в семьях с детьми? Сомневаюсь, что это происходит массово. Возможно, сами взрослые по разным причинам не задумываются или не могут сформулировать для себя ответ на вопрос о своем жизненном предназначении.

Что получаем на выходе? Множество молодых людей, которые смутно себе представляют, ради чего они учатся, получают профессию, работают, живут.

Для иллюстрации приведу данные Яндекса по запросу «найти своё предназначение» (про Достойную Цель дословно запросов нет :( ) Больше 1000 человек в месяц — это немало!

предназначение

Итак, необходим такой воспитательный «инструмент», который бы помогал подрастающему человеку находить для себя Дело, увлечение, Достойную Цель, в конечном счете.

Рада сообщить, что такой инструмент есть!

Авторы Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ)  Г.С. Альтшуллер и И.М. Вёрткин отмечали, что «ребенка на путь Большого Творчества, как правило, увлекает Чудо или то, что он воспринял как Чудо». Они даже анализировали биографии известных творческих личностей, где отмечали, что такая встреча с чудом имела место. Действительно, в возрасте 4-6 лет у многих детей происходит необычное ошеломляющее событие, которое иногда формирует интерес всей будущей жизни человека. В подтверждение приведу слова советского психолога В.П.Эфроимсона: «У каждого ребенка в самом раннем детстве есть очень чувствительные стадии, на которых происходит избирательное восприятие и запоминание ощущений, впечатлений от внешнего мира. Такие мощные воздействия среды называются импрессингами. Импрессинги зачастую способны пожизненно определять склонности и предпочтения человека. Для каждого ребенка возраст, в котором он наиболее восприимчив к импрессингу, — свой, индивидуальный.»

Надо ли ждать, что импрессинг произойдет сам собой и что-то такое для ребенка определит, или нужно брать инициативу в свои руки?

Правильный ответ очевиден )))

chudo01

Приведу цитату Г.С. Альтшуллера: «Встреча с Чудом — что это такое? Иногда человек наталкивается на какую-то вещь, самую разнообразную вещь, которая запечатлевается у него в сердце и накладывает отпечаток на всю последующую деятельность. На становление человека, на превращение простого человека в личность с большой буквы. <…> Нельзя ждать и рассчитывать на то, что ребёнок встретится с чудом сам по себе, что ему повезет. Надо организовать такую встречу в процессе его воспитания. <…> Но нам надо научиться осуществлять эту вещь как можно раньше».

В.Г. Березина продвинулась еще дальше. Она выявила, какими качествами должно обладать это чудо. Их получилось 5 штук:

  1. Необычность на фоне привычной среды.
  2. Не «игрушечность», а «всамделишность».
  3. Близость к границе познания и/или общепринятым пределам человеческих способностей.
  4. Близость к индивидуальным наклонностям ребёнка.
  5. Системная связь с предыдущими и последующими Чудо-событиями жизни.

И, наконец, а что же может стать таким Чудо-событием для ребенка?

Рисунок2

  • общение с природой и отдельными ее явлениями,
  • произведения культуры,
  • книги, статьи талантливых людей,
  • рассказы, беседы, лекции красноречивых творческих личностей,
  • самостоятельная «взрослая» деятельность и ее результаты.

Для тех, кто хочет узнать больше о работе В.Г. Березиной «Воспитание чудом» я приведу ссылку на сайт trizminsk.org

О том, как помочь растущему творческому ребенку встрече с чудом и кто будет «курировать» эту встречу, я напишу уже совсем скоро в серии статей. Следите за обновлениями блога!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>