Игра ТРИЗ

7 советов начинающему ТРИЗ-педагогу

Мне часто пишут преподаватели, недавно познакомившиеся с ТРИЗ, вопросы о том, как начать вести занятия, что читать и смотреть, у кого учиться и прочем. А еще, весной я проводила обучающие вебинары по ТРИЗ-играм, где обязательно рассказывала некую вступительную ориентировку, так что думаю, этим стоит поделиться (пока не забыла :) ) Предупреждаю сразу, что данная статья будет специфической, педагогической (но это не значит, непонятной для людей без педагогического образования)).

Для начала, развею миф о том, что Г.С. Альтшуллер преподавал ТРИЗ детям (в интернетах можно найти и не такие байки…).

vsrecha_s_chudom_gsa

Нет, ГСА не работал с детьми так, как учитель с учениками, а только вел рубрику «И тут появился изобретатель….» в газете «Пионерская правда». Зато многие из тех взрослых, кто обучался у Генриха Сауловича, стали внедрять элементы ТРИЗ и РТВ (Развитие Творческого Воображения) в школах и детских садах.

Этот опыт открыл новые возможности в преподавании детям не только основ изобретательства, но и всего, что угодно. Поэтому, я очень рада, если вы сейчас начинаете знакомиться с плодами трудов замечательных ТРИЗ-педагогов.

triz_likbez00

Итак, ТРИЗ для детей, начавшая свое существование в 80-е годы ХХ века, сейчас переживает новый всплеск интереса.

Почему?

Даже на дилетантском уровне становится понятно, что учить так, как было принято раньше, уже нельзя. Необходимо менять подходы и ориентиры, отталкиваясь, как минимум от того набора компетенций, что станут актуальными в самом ближайшем будущем. Именно в ТРИЗ-педагогике сделан акцент на развитии:

  • навыков системного, критического мышления,
  • творческого воображения,
  • умения решать нестандартные задачи,
  • интереса к обучению и самообучениию.

Бонус – общее направление на воспитание качеств нравственной творческой личности.

Как не утонуть в море информации (вываливающейся с экрана) о развитии творческого мышления и воображения?  Что делать начинающему педагогу?Обозначу некоторые опорные точки-маяки.

 1. Разобраться в существующих  образовательных ресурсах по ТРИЗ!

Когда я думаю о ТРИЗ-педагогике, то представляю себе такую картинку.

triz_likbez01

Почему? Потому что в обучении творчеству не может быть единого стандарта и единых подходов!

Важно понимать, что сейчас в нашей стране существует несколько основных ТРИЗ-педагогических направлений. Это хорошо, потому что можно выбрать  именно то, что подойдет именно для вашего формата занятий. Но, разумеется, есть и обратная сторона – порой голова кругом от нюансов и терминов… Давайте разбираться!

Основных Российских ТРИЗ-школ можно выделить три:

  • «Классическая» ТРИЗ-педагогика (Ленинградская школа ТРИЗ)

Основные представители:А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина М.Н. Шустерман и др.

Особенности: программы «классической» школы наиболее близки к «взрослой» ТРИЗ. Дети постепенно знакомятся с понятиями: приемы фантазирования, функция, система, системный оператор, идеальный конечный результат, конфликтующая пара, ресурсы, физическое и техническое противоречие, закономерности развития технических систем и пр. Ребята учатся решать задачи по алгоритму на примере социальных и бытовых ситуаций. Нельзя не отметить методичность и системность подходов, кроме того, для учеников и преподавателей ежегодно проводятся всероссийские дистанционные конкурсы и олимпиады. А еще авторы разрабатывают методики развития памяти и внимания у детей средствами эйдетики.

Сайт Российской Ассоциации ТРИЗ, раздел для педагогов.

triz_likbez03

 

  • ОТМС (Общая Теория Сильного Мышления)-ТРИЗ (Ульяновская школа ТРИЗ)

Основные представители: Н.Н. Хоменко, И.Я. Гуткович,  И.Н. Мурашковска, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук  и др.  

Особенности: ОТСМ является более обширным направлением, поскольку рассматривает инструменты для решения проблем не только в технических системах, но и в социальных, организационных и других. Если говорить про ОТСМ в педагогике, то здесь мы видим большой опыт интеграции элементов из РТВ и ТРИЗ в другие учебные предметы. Это, в первую очередь, важно для формирования у детей объективной картины мира. У ОТСМ-ТРИЗ множество методических площадок на базе детских садов и школ, в своих программах они учитывают требования ФГОС, проводят очные и заочные конкурсы исследовательских проектов, организуют выездные конференции.

Библиотеки:

Один из старейших сайтов с литературой по ОТСМ-ТРИЗ  — trizminsk.org

Сайт А.А. Нестеренко и проекта Jonathan Livingston 

Сайты дошкольных («Волга-ТРИЗ»)  и школьных методических площадок.

triz_likbez02

 

  • «Популярная» ТРИЗ-педагогика (Московская школа ТРИЗ)

Основные представители: А.А. Гин, И.Ю. Андржеевская, С.А. Гин, А.Ф. Кавтрев и др.

Особенности: »Популярная» ТРИЗ ориентирована как на педагогов, так и на родителей, предоставляя обзорные знания о воспитании и развитии креативности. Доступно объясняет и популяризирует необходимость развития творческого мышления и воображения (это дает хорошую вводную начинающему педагогу, чтобы затем решить, насколько далеко и глубоко идти). Основные понятия-фишки — это открытые задачи (есть материалы по  сказкам и различным школьным предметам) и креатив-бои (командные соревнования по решению таких задач).

Сайт проекта Creatime

triz_likbez04 

Следует сказать, что еще есть сайты тех ТРИЗ-педагогов, кто комбинирует в своей работе подходы перечисленных школ и делится результатами:

Ксения Несютина , Елена Рябинина, Екатерина Зорина-Лавровская (то есть я))

Если я о ком-то еще не знаю – напишите мне об этом, пожалуйста!

triz_likbez07

2. Но! Даже имея представление  обо всем вышесказанном разнообразии, помнить, что готовой идеальной методики, подходящей именно для ваших детей, скорее всего не будет… А это значит  — готовность меняться и искать, экспериментировать и не сдаваться )))

3. Обязательно учиться (самообразование+повышение квалификации) и учиться у лучших, т. е. у самих авторов методик. Проверено на личном опыте, что эти авторы очень открыты и готовы делиться опытом, организуя дистанционное обучение, очные курсы, конференции и прочие «тусовки по интересам», часто с бесплатным или условно-платным участием. Информацию о таких мероприятиях регулярно публикуют на сайтах, перечисленных выше, и сопутствующих ресурсах в социальных сетях.

Еще важный нюанс: сертификация у каждой школы собственного образца, но все они по сути своей равноценны (даже если на серитификате присутствует слово «международный»)!

triz_likbez08

4. Использовать на практике полученные знания можно двумя путями: внедрять в профильные дисциплины (развитие речи, математика, английский язык, окружающий мир…) или вести спецкурс по РТВ или ТРИЗ (и, конечно, применять вне уроков).

5. Начать коллекционировать примеры чужой изобретательности, это обогатит вашу креативность и станет хорошей методической копилкой. Что это может быть? Например, необычные предметы или даже их изображения (мы коллекционируем ручки и карандаши).

triz_likbez09

6. Читать не только специальную литературу, но и любую другую от фантастики до мемуаров. Со временем вы научитесь выхватывать «зацепки» для занятий (да-нетки, изобретательские и исследовательские задачи) из любого контекста, получается -  это такой  перманентный тренинг!

7. Отыскать единомышленников, а еще не стесняться спросить совета у «старших товарищей». ТРИЗ-педагоги, с которым мне повезло общаться, не являются зазнавшимися небожителями, они готовы помогать новичкам!

triz_likbez06

И, конечно, практикуя ТРИЗ, получаешь бонусом  изменения самого себя. Креативность есть прежде всего образ мышления: раздвигаются горизонты воображения, расширяется видение ситуаций, меняется подход к проблемам (теперь вы их любите!)) и появляется Достойная Цель ;-)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>