О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице
Метод фокальных объектов для самых маленьких
Как готовится к занятиям по развитию воображения образцовый, сферический в вакууме специалит по триз-педагогике (конечно, я не знаю этого неверняка, но предполагаю )): смотрит в методичку, читает конспект, прикидывает, как его «перекроить» под себя, пишет план, готовит наглядный материал, игрушки, подвижные игры, песни, пляски, что там еще требуется по возрасту…
Как готовлюсь к очередному занятию я: бегаю по дому, собираю «мусор».Более того, еще и при этом ругаюсь, что нынче пошел некачественный бросовый материал, не то что раньше…
Сегодня мой объект сбора — это разные газеты. Для чего они мне? (конечно, конечно, план урока, песни и пляски я тоже завернула в газетку, не волнуйтесь).
Ну сейчас доберусь до места занятий и расскажу.
Наша тема – фантазирование с переносом необычных свойств на предмет. Иными словами, это про метод фокальных объектов (прочитать статью), но очень-очень упрощенно. Для самых маленьких.
И это было примерно вот так…
- Сегодня расскажу вам один секрет изобретателей. Хотите?
- Да!
- Вы когда-нибудь наблюдали, как они ведут себя в свободное от изобретательства время?
Нет, ни разу?
Так вот: в любом месте они внимательно разглядывают все те объекты, которые есть вокруг, рассматривают, значит, что-то себе в блокнотах отмечают…
- Зачем?
- Так они подмечают их самые яркие свойства и потом, (когда оказываются, например, в изобретательской мастерской)) переносят эти свойства на свои задумки. Так получаются необычные предметы, и все вокруг удивляются «как ты такое смог придумать?!»
Хотите вас научу также придумывать?
- Хотим!
- Тут как раз у меня есть кое-что…. Смотрите…
- Это же просто газета!? Ну и что…
- Да ладно вам. Какая она? …
Ну и пошло-поехало. Берем газеты в руки и говорим о ее свойствах, которое помогли заметить нам ручки, глазки, ушки…
Газета у нас:
- мятая
- прямоугольная
- складывающаяся и раскладывающаяся
- шуршащая
- на ней буквы и картинки, их можно читать, они часто черно-белые.
Методическая ремарка. Если дети в группе младшие или разновозрастные, то берем только одно, очевидное, самое яркое и выпуклое свойство.
В случае с газетой – буквы и картинки
А теперь будем переносить газетные свойства на мебель, одежду, посуду, транспорт (заметьте, берем тоже простые и известные детям предметы).
Каким будет стул, если его обшить светлой тканью с буквами? Что будет плохого, а что хорошего? Как исправить недостатки газетного стула?
Вот еще примеры других «газетных» объектов.
А если выбрать свойство газеты «складывающаяся и раскладывающаяся» и перенести на мебель, то получатся такие стулья и кресла.
А так выглядит «мятый» абажур
Ну вот и весь секрет для самых маленьких изобретателей
Бонусом можно поговорить, как может пригодиться газета после того, как ее прочитали (и с помощью нее придумали новый объект по МФО)))
Вот вам несколько примеров полезных применений газет:
- беречь обложку книги от повреждений или грязи
- сворачивать горшочки для рассады
- хранить яблоки
- протирать насухо стекла, чтобы не оставалось разводов
- держать карандаши или другие предметы в качестве подставки или корзины
- превращаться в необычное украшение.
P.S.
И обязательно соорудите шапочки из газет!!!
большое спасибо за Вашу работу, подсказки и придумки. очень интересно и доступно. буду использовать в своей работе с дошкольниками
Большое спасибо!