Игра ТРИЗ
  Я предлагаю консультации для начинающих ТРИЗ-педагогов по методической работе и составлению учебных планов. Если вы в этом заинтерсованы, пишите мне в личные сообщения на странице в контакте.

  О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице

Метанавыки для творчества

Сейчас все чаще то там, то тут мелькает слово «метанавык» – так говорят о тех навыках, которые не имеют прямого отношения к работе по конкретной профессии, а нужны универсально в любых сферах деятельности. То есть стоят на более высоком уровне. Как они связаны с творчеством?

 Разумеется, под творчеством я понимаю любую деятельность, связанную с преобразованием, созданием нового. Творчество – оно внутри любой осознанной продуктивной деятельности.  

На креативность соискателей, в числе других универсальных умений, сегодня ориентированы ведущие работодатели (речь идет о большинстве перспективных сфер профессиональной деятельности, а не только о тех, что связаны с традиционным представлением о творческих профессиях). Это отнюдь не означает, что «за боротом» остаются профессиональные умения и опыт, просто хочу подчеркнуть, что все больший акцент делается  на метанавыки. Итак, исследователи выделяют перечень умений, которые помогают лучше генерировать идеи и доводить их до воплощения.

metanavyk_creat_04

О каких навыках идет речь?

Ряд авторов (Тина Силинг, Марти Ньюмейер, Лео Бабаута, Барабара Шер и другие)  приводят следующие метанавыки:

  • Способность постоянно учиться. Существует даже образовательная концепция lifelong learning, она предполагает получение и развитие новых знаний и навыков, которое длится всю жизнь (как следует из названия). Приведу дословное описание: «это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами».

metanavyk_creat_03

  • Открытость новому. Перекликается с предыдущим пунктом, но здесь имеется в виду принятие  множественности точек зрения,  отбрасывание стереотипов, снятие психической инерции, гибкость мышления. Открытость новому предполагает, что решающий творческую задачу не стесняется задавать вопросы, даже если на первый взгляд ответ очевиден, потому что «все всегда так делают» Ну, вы понимаете :)

http://www.dreamstime.com/royalty-free-stock-photos-good-idea-inspiration-concept-crumpled-paper-light-bulb-metaphor-image45338638

  • Навыки системного мышления – умение смотреть на проблему под различными углами. Если открытость новому – это про снятие шор, если угодно, то здесь подразумевается, как минимум, умственное действие. Оно предполагает взгляд на систему извне. Для такой метапозиции нужны объективность и критическое мышление, как составляющие системного мышления. В итоге становится возможным понимать сложные проблемы, изучая взаимоотношения между их частями.
  •  Умение объединять несвязанные идеи из различных областей, т.к. новое возникает обычно на пересечениях, стыках знаний. Иными словами, это умение возникает при достаточно «прокачанном» ассоциативном мышлении.metanavyk_creat_01
  • Умение держать фокус на главном, выделять наиболее полезные знания. Понимать, как лучше распределить время и энергию. Развитое самосознание.

(на мой субъективный взгляд – это одно из ключевых умений)

 metanavyk_creat_02

  • Готовность к сотрудничеству и оказание поддержки. Воплощать задуманное в одиночку трудно, поэтому для достижения творческих целей лучше объединяться с единомышленниками. Барбара Шер называет такие сотрудничества «командами успеха». «Команда успеха — объединение товарищей, где каждый помогает другому воплотить мечту.»

Как можно заметить, метанавыки, необходимые для продуктивного творчества, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Кроме того, подчеркну, что они не являются врожденными данностями. Их приобретение связано с кропотливой работой над собой. Начните же немедленно :) ) удачи!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>