![](http://igra-triz.ru/kate2.jpg)
О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице
Известно, что занятия, включающие в себя элементы технологии ТРИЗ, так или иначе развивают умение думать (как ни странно)). Существует достаточное количество видов мышления, на которые воздействует ТРИЗ. Сегодня расскажу про игры, которые стимулируют диалектическое мышление.
Диалектическое мышление - это умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Такой навык работы головой помогает видеть мир объемнее, формирует «выпуклый» взгляд на мир.
Игры «Наоборот»
Чтобы детям (или взрослым) постепенно учиться видеть противоречия, полезно играть в игры серии «Наоборот», двигаясь от простого к сложному. Знакомить с простыми играми можно с 4-х лет.
1 ступень
Подбери слово наоборот (антоним)
Зачем: удостовериться, что ребенок знает и понимает, как подбирать слова с противоположным значением.
Реквизит: мяч, картинки с противоположными признаками.
Играем!
Ведущий катает мяч и называет слово, ребенок ловит мяч и называет антоним. Важно, что употреблять слова с частицей НЕ нельзя
(то есть говорить: «холодный - нехолодный» запрещено).
Примеры пар антонимов:
узкий – широкий,
громкий – тихий,
шершавый – гладкий,
сухой — мокрый,
высоко – низко,
далеко — близко,
тьма – свет,
лед – огонь,
стоит – идет,
улетает — прилетает.
И в картинках
2 ступень
Веселый диалог
Зачем: учим подбирать слова-противоположности в более динамичном варианте.
Игра по сути – это диалог, где в ответах слова из вопроса заменяются на противоположные. Логика между вопросами и ответами отсутствует немного более, чем полностью Дети, конечно, это прекрасно чувствуют, поэтому вести абсурдные диалоги очень и очень весело.
Пример диалога:
- Почему мне грустно?
- Потому, что нам весело!
- Почему он прыгает высоко?
- Потому что она приседает низко!
- Почему на улице мокро?
- Потому, что в доме сухо!
и т.д.
Шифровка
Зачем: Еще одна веселая игра для активизации диалектического мышления.
Реквизит: картинки с изображением сказочных героев.
Играем!
Нелегки будни разведчика: ему все время нужно передавать зашифрованные послания. Давайте поможем разведчику в нелегком труде. Будем шифровать способом «наоборот».
Дед Мороз.
Шифровка – Бабушка Жара.
Буратино – веселый мальчик с длинным носом.
Шифровка – грустная девочка с коротеньким носом.
Красная шапочка – маленькая девочка, которая приносит бабушке пирожки.
Шифровка — Синие носки (это не я, это дети так придумали) – большой мальчик, который уносит от дедушки бублики.
3 ступень
Подбираем предметы с противоположным назначением
Предлагаем подобрать предметы, которые противоположны по назначению (функции). Игра подойдет детям от 5,5 лет, знакомым с основами ТРИЗ.
Зачем: развиваем функциональное и диалектическое мышление
Реквизит: можно собрать картинки или сами предметы, чтоб выбирать функциональные пары.
Например:
Карандаш пачкает бумагу – резинка чистит бумагу,
Ножницы разделяют бумагу – клей соединяет бумагу,
Клей соединяет листы – рука разделяет листы,
Скалка разглаживает тесто – рука деформирует тесто.
4 ступень
Ищем противоположное в одном предмете.
Реквизит: предметные картинки или можно рисовать схемы.
Что делаем: находим, где внутри одного предмета спрятались противоположные свойства.
Утюг. Горячая подошва, холодная ручка.
Зебра. Черная полоска, белая полоска.
Роза. Колючие шипы, мягкие лепестки.
Зонт. Мокрый снаружи, сухой внутри.
Когда втягиваешься в такие поиски, то даже удивительно, сколько можно обнаружить противоположностей в одном предмете
Желаю успехов в тренировке «выпуклого» взгляда на мир!
Другие материалы о ТРИЗ-играх можно прочитать в части 1, части 2, части 3.
Каждый раз с трудом вспоминаю антоним для «выпуклый»-) смешное и неправильное слово первое приходит на ум-)
Кто знает, как сдвинутся нормы языка
вдруг яркое пока неправильное слово возьмет и войдет в язык
и не только вам одной приходит)