О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице
ТРИЗ-игры для дошкольников, часть 2
С удовольствием продолжаю рассказывать о тех ТРИЗ-играх, которые использую на занятиях с детьми. Почему эти игры полезны и как в них играть, можно прочесть вот здесь.
Благодарю И.Н. Мурашковска, С.А. Гин, Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович и многих других авторов за возможность рассказать об этих играх вам.
«Дразнилка» (от 5 лет).
Зачем: Учим определять основную функцию объекта (потом в ТРИЗ это очень пригодится), развиваем речь.
Реквизит: можно заготовить предметные картинки, а можно обойтись без них. Если хочется динамичности, то можно играть с мячом.
Напоминалка: конечно, можно дразнить кого-то, что бы обидеть, но зачем? Лучше будем добрыми дразнилками, которые придумывают смешные, а не обидные прозвища.
Играем!
Ведущий показывает или называет объект. Дети передразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
- Кошка.
- Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…
- Мяч.
- Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
- Снег.
- Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.
- Когда он может быть укрывалкой?
- Когда его много — он укрывает землю, сохраняет тепло.
«Кто мои друзья» (от 4 лет).
Зачем: Развиваем системное мышление, учим находить аналогии.
Реквизит: Деткам помладше можно предложить на выбор готовый набор картинок, старшие сами всё придумают без подсказок. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать.
Напоминалка: вспомнить, какими признаками могут быть похожи предметы – цветом, формой, размером, назначением, частями и т.д.
Играем!
Ведущий-взрослый отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку(вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились.
Примечание: Если дети маленькие, то рядом с ними можно разложить много небольших карточек с изображением предметов.
В: Я – мяч. Мои друзья – все предметы круглой формы. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!
Д: Я – круглый шарик, я – круглый арбуз, я – круглая тарелка…
В: Я — вертолет. Мои друзья – все, что умеет летать. Раз, два, три! Кто мой друг ко мне беги!
Д: Я – птица, я – листочек, я – самолет, я – ракета…
Игра «Красная шапочка» (от 5 лет)
Зачем: Развиваем творческое воображение
Реквизит: Бумага и фломастеры.
Напоминалка: Вспоминаем историю про Красную шапочку, особенно тот момент, когда волк съедает бабушки и чем это в итоге закончилось.
Играем!
Мы хотим, чтобы в этой сказке и бабушка спаслась от зубов волка, и волк сам не захотел кушать бабушку. Такой получается идеальный конечный результат. Сыграем этот эпизод в измененном виде: бабушка, догадавшись, что перед ней волк, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.
Предлагаем детям предмет, в который превратилась бабушка (например, стакан, окно, сапог, свечка и т.д.), просим назвать свойства этого предмета (стакан – твердый, прозрачный, стеклянный). Затем взрослый рисует бабушку, превратившуюся в этот предмет (то есть стакан с головой, руками и ногами бабушки, не забудьте платочек на голову! ) Назначаем кого-то Красной шапочкой и ведем диалог:
- Бабушка, бабушка, почему ты такая … (называем одно из свойств, например, твердая)?
Остальные отвечают, зачем бабушке такое свойство и как оно может помочь ей защититься от волка.
- Я такая твердая для прочности, а еще волк может сломать об меня зубы.
В следующий раз расскажу об играх, которые успешно перекочевали из разряда дошкольных в разряд игр для всех возрастов.
Продолжение следует!