О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице
ТРИЗ и функциональное мышление
Многие педагоги и родители, знакомые с основами ТРИЗ, замечательно применяют понятные, хорошо описанные игры и упражнения. И правда, во многих случаях все кристально:
- игра данетка – для умения классифицировать и сужать поле поиска.
- придумывание загадок, сказок-небылиц, лимериков – развивают речь, обогащают ее и делают выразительнее.
- придумывание вместе с детьми новых применений для предметов – тренирует навык ресурсного мышления.
- игры наоборот – нужны для развития диалектического мышления
- поиск и решение заковыристых задачек в прочитанных книжках или в повседневной жизни – это тренировка вариативности мышления.
А кто знает игры для развития функционального мышления? Что с ним, собственно, делать? Как и зачем его развивать? Как вообще в него врубиться?
По-порядку. Взрослый, инженерный ТРИЗ учит мыслить системно, алгоритмами, последовательно совершая умственные действия. Детский ТРИЗ старается идти по стопам «старшего брата»)) Одна из задач ТРИЗ-педагогики — учить думать упорядоченно. Зачем? Чтобы лучше увидеть суть проблемы, превратить ее в задачу и найти решение, пользуясь шагами алгоритма.
Вообще, это полезный навык – видеть в проблеме задачу, а не бегать в панике при виде проблемы )))
Я считаю, что нашим детям необходимо тренировать в определенной мере функциональное мышление для профилактического «упорядочивания» мыслей (не стану еще раз писать о том, как много информационной суеты нас с ними окружает).
Для перехода к функциональному стилю мышления нужно познакомиться с набором понятий, запомнить схему их взаимодействия.
Для правополушарных читателей этой статьи сначала картинка.
Инструмент – тот объект, который совершает работу (предмет-труженик).
Изделие – то, на что воздействует инструмент.
Функция – работа инструмента, которая направлена на изменение изделия.
Иными словами, любое действие предмета, без изменений свойств другого объекта – не есть функция в понимании правильного тризовца.
Важная ремарка:
Говоря о функциях в ТРИЗ, мы подразумеваем, прежде всего, взаимодействия объектов рукотворного мира и человека. Определяя функцию собаки, мы рискуем утонуть в лишних философских думах (не надо так).
В функциональном языке предложения состоят из 3 слов:
инструмент + функция + изделие, ни больше, ни меньше.
Сами функции – действия инструмента – называются простыми глаголами, их небольшое количество, около 30, в работе с детьми 6-8 лет мы ограничиваемся 10-15 глаголами. Да, и звучат они немного непривычно, но на то он и функциональный язык, что бы отличаться от повседневного бытового.
Почему именно так? Слова навязывают инерцию смысла и понимания. Короткие предложения и ограниченный список глаголов помогают «наводить резкость» на понимание сути явления. Это позволяет увидеть взаимосвязи, влияния и сделать выводы.
Упражнения и игры для определения функций предметов я обещаю в следующих статьях.
Сейчас приведу примеры правильно составленных предложений на функциональном языке. Просто смотрите на картинки и повторяйте за мной )
Функция — удерживать.
Пример: Дверь удерживает книги.
Чашка удерживает печенье.
Кастрюля удерживает суп (не «варит суп» — суп варит человек, а кастрюля удерживает суп — чувствуете разницу?).
Функция — перемещать.
Пример: Велосипед перемещает человека
Функция — разделять.
Пример: Топор разделяет бревно.
Функция - деформировать.
Пример: Человек деформирует снег.
Функция – направлять.
Пример: Дверь направляет человека (т.е. человеку понятно, в каком направлении двигаться, чтоб прийти в другое помещение, а не в стену).
Функция – пачкать (оставлять след).
Пример: Краска пачкает бумагу.
Вслед за пониманием функционального стиля мышления, возникает новая формулировка изобретательства - по своей сути это перенос функции с одного объекта на другие.
Умение видеть функцию объекта – это ступень для перехода к освоению систем. А система – это тризовский способ отображения картины мира. Так-то. Продолжение следует…
Здравствуйте Екатерина. очень понравилась ваша статья, большое спасибо за такую интересную тему. я очень много искала про функцию но ничего нет. Я воспитатель и увлекаюсь ТРИЗ технологией. Хочу с ребятами организовать проект про функцию и ваша информация очень кстати. Но у меня вопрос а если инструмент полка а изделие носок то полка удерживает носок это положительная функция а носок что делает с полкой разве деформирует???? спасибо если вы мне ответите.
Здравствуйте, Ирина! Спасибо, за ваш отзыв о статье Отвечаю: да, на микроуровне носок давит своим весом на полку, значит, ее деформирует, а если носок грязный, то он еще и пачкает полку
У методистов РА ТРИЗ есть игра «Цепочки функций», она подходит для подготовительной группы, игра есть в печатном виде, ее можно заказать, подробнее о ней можно прочесть по ссылке: http://ratriz.ru/detyam/igryi
Спасибо, очень интересно про глаголы прочитать. Скажите пожалуйста, конкретный перечень из 30 глаголов это ваше ноу-хау или про это можно прочитать подробнее. Действительно ведь точность выбора глагола сильно облегчает понимание смысла.
Аркадий, спасибо за Ваш комментарий! 30 глаголов-функций это ноу-хау Ленинградской школы ТРИЗ, я знаю об этом благодаря обучающим семинарам их специалистов, кроме того, в ближайшее время должна будет выйти книга А.В. Кислова, посвященная системно-функциональному подходу, Вы можете следить за обновлениями сайта Российской Ассоциации ТРИЗ ratriz.ru
Спасибо!
Аркадий, книга А.В. Кислова вышла! Вот ссылка для ее приобретения https://a-planeta.ru/catalog/tretiy-glaz-ili-kak-razvit-sistemno-funktsionalnoe-myshlenie-vashego-rebenka.html
Екатерина, добрый день! Спасибо за прекрасную статью, делать уроки стало проще и удобнее.
А можете прислать список из 30 глаголов? Уж очень бы хотелось его использовать.
Спасибо.
Александр, спасибо за внимание к статье! Список глаголов можно найти в книге А.В. Кислова «Третий глаз», которая вышла совсем недавно https://a-planeta.ru/catalog/tretiy-glaz-ili-kak-razvit-sistemno-funktsionalnoe-myshlenie-vashego-rebenka.html