Игра ТРИЗ

ТРИЗ и функциональное мышление

Многие педагоги и родители, знакомые с основами ТРИЗ, замечательно применяют понятные, хорошо описанные игры и упражнения. И правда, во многих случаях все кристально:

- игра данетка – для умения классифицировать и сужать поле поиска.

- придумывание загадок, сказок-небылиц, лимериков –  развивают речь, обогащают ее и делают выразительнее.

- придумывание вместе с детьми новых применений для предметов – тренирует навык ресурсного мышления.

- игры наоборот – нужны для развития диалектического мышления

- поиск и решение заковыристых задачек в прочитанных книжках или в повседневной жизни – это тренировка вариативности мышления.

function02

А кто знает игры для развития функционального мышления? Что с ним, собственно, делать? Как и зачем его развивать? Как вообще в него врубиться?

По-порядку. Взрослый, инженерный ТРИЗ учит мыслить системно, алгоритмами, последовательно совершая умственные действия. Детский ТРИЗ старается идти по стопам «старшего брата»)) Одна из задач ТРИЗ-педагогики —  учить думать упорядоченно. Зачем? Чтобы лучше увидеть суть проблемы, превратить ее в задачу и найти решение, пользуясь шагами алгоритма.

Вообще, это полезный навык – видеть в проблеме задачу, а не бегать в панике при виде проблемы )))

Я считаю, что нашим детям необходимо тренировать в определенной мере функциональное мышление для профилактического «упорядочивания» мыслей (не стану еще раз писать о том, как много информационной суеты нас с ними окружает).

Для перехода к функциональному  стилю мышления нужно познакомиться с набором понятий, запомнить схему их взаимодействия.

Для правополушарных читателей этой статьи ;-) сначала картинка.

funct_sch

Инструмент – тот объект, который совершает работу (предмет-труженик).

Изделие – то, на что воздействует инструмент.

Функция – работа инструмента, которая направлена на изменение изделия.

Иными словами, любое действие предмета, без изменений свойств другого объекта – не есть функция в понимании правильного тризовца. :)

Важная ремарка:

Говоря о функциях в ТРИЗ, мы подразумеваем, прежде всего, взаимодействия объектов рукотворного мира и человека. Определяя функцию собаки, мы рискуем утонуть в лишних философских думах (не надо так).

В функциональном языке предложения состоят из 3 слов:

инструмент + функция + изделие, ни больше, ни меньше.

Сами функции – действия инструмента – называются простыми глаголами, их небольшое количество, около 30, в работе с детьми 6-8 лет мы ограничиваемся 10-15 глаголами. Да, и звучат они немного непривычно, но на то он и функциональный язык, что бы отличаться от повседневного бытового.

Почему именно так? Слова навязывают инерцию смысла и понимания. Короткие предложения и ограниченный список глаголов помогают «наводить резкость» на понимание сути явления.  Это позволяет увидеть взаимосвязи, влияния и сделать выводы.

Упражнения и игры для определения функций предметов я обещаю в следующих статьях.

Сейчас приведу примеры правильно составленных предложений на функциональном языке. Просто смотрите на картинки и повторяйте за мной ;) )

Функция — удерживать.

Пример: Дверь удерживает книги.

funct_ud02

Чашка удерживает печенье.

fud

Кастрюля удерживает суп (не «варит суп» — суп варит человек, а кастрюля удерживает суп — чувствуете разницу?).

funct_ud03

Функция — перемещать.

Пример: Велосипед перемещает человека

funct_peremeshaet

Функция — разделять.

Пример: Топор разделяет бревно.

funct_razd2

Функция - деформировать.

Пример: Человек деформирует снег.

func_def

Функция – направлять.

Пример: Дверь направляет человека (т.е. человеку понятно, в каком направлении двигаться, чтоб прийти в другое помещение, а не в стену).

funct_napr

Функция – пачкать (оставлять след).

Пример: Краска пачкает бумагу.

funct_pachk1

Вслед за пониманием функционального стиля мышления, возникает новая формулировка изобретательства -  по своей сути это перенос функции с одного объекта на другие.

Умение видеть функцию объекта – это ступень для перехода к освоению систем. А система – это тризовский способ отображения картины мира. Так-то. Продолжение следует…

2 thoughts on “ТРИЗ и функциональное мышление

  1. Инна

    Здравствуйте Екатерина. очень понравилась ваша статья, большое спасибо за такую интересную тему. я очень много искала про функцию но ничего нет. Я воспитатель и увлекаюсь ТРИЗ технологией. Хочу с ребятами организовать проект про функцию и ваша информация очень кстати. Но у меня вопрос а если инструмент полка а изделие носок то полка удерживает носок это положительная функция а носок что делает с полкой разве деформирует???? спасибо если вы мне ответите.

    1. Ekaterina Zorina-Lavrovkaya Post author

      Здравствуйте, Ирина! Спасибо, за ваш отзыв о статье :) Отвечаю: да, на микроуровне носок давит своим весом на полку, значит, ее деформирует, а если носок грязный, то он еще и пачкает полку :)
      У методистов РА ТРИЗ есть игра «Цепочки функций», она подходит для подготовительной группы, игра есть в печатном виде, ее можно заказать, подробнее о ней можно прочесть по ссылке: http://ratriz.ru/detyam/igryi

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>