Игра ТРИЗ

Игра «Да-Нет»: от простого к сложному

У меня на лбу  прилеплена бумажка с именем, я задаю вопросы о моей вымышленной сущности:

- Я реальный человек?

- Нет

- Я персонаж?

- Да

- Я персонаж детской литературы?

- Да

- Меня написали в России?

- Нет

- В Англии?

- Нет

- В Швеции?

- Нет

- В Финляндии?

- Да

- Меня написала Туве Янссон?

- Да

- Я Снусмумрик?

- Да

867 

Бинго! :)

К чему это я? Есть такая игра в ТРИЗ-педагогике «Да-Нет», она имеет множество разновидностей. Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию  и т. д.  Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет».

На первый взгляд все чрезвычайно просто и зачем вообще о таком писать. Однако, играя в такую игру (взрослым это тоже полезно, да-да))), оказывается, даже мы не всегда можем сообразить, какой вопрос существенно сузит перечень выбираемых вариантов.

Значит, есть такой важный навык – самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска. Именно этому учит игра «Да-Нет».

Играть в нее можно уже с 3 лет. Именно с этого возраста хорошо начинать формировать системное мышление  у ребенка.

Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов:

спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам.

moneta-NET-500x5001

«Да-Нетка» на основе ориентировки в пространстве самая простая, с нее и следует начинать обучение. Объекты, среди которых нужно отыскать задуманный, могут располагаться

  • в одномерном пространстве: по горизонтали, по вертикали, в удалении;
  • в двухмерном пространстве: на плоскости;
  • в трехмерном пространстве : например, в комнате, коробке, шкафу.

Распишу еще раз общие правила и приведу пример.

Правила пространственной «Да-Нетки»

Объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) должны быть выстроены линейно, расставлены на плоскости или распределены в объемном пространстве.

Ведущий дает задание: найти загаданный объект.

Отгадывающий игрок должен  задавать вопросы по его поиску, не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства.

Переводя на простой язык, правило игры звучит: «Найди серединку, убери половинку»

На вопросы можно отвечать словами: «Да» , «Нет» , «И да, и нет» (то есть, объект угадан), «Это не существенно» (если в данном направлении поиск бесполезен).

Чем меньше вопросов будет задано до отгадки – тем больше игроки молодцы))

 Например

данет1

Нам надо отгадать загаданную картинку (загадана змея) за наименьшее количество вопросов. Помня правило «найди серединку, убери половинку», начинаем вопрошать ведущего (вопросы, на которые  он отвечает «да»):

- Это слева от индюка?

данет1

 

- Это справа от перца?

данет2

 - Это змея?

данет3

Объект отгадан за 3 вопроса (вы великолепны))))

Ремарка: играя с маленькими детьми, надо прятать, убирать ту часть предметов, которые не попадают в суженное поле поиска.

Итак, мы научили ребенка простейшему способу сужать поле поиска. И есть еще бонус! Благодаря этой игре без напрягов и нервов можно:

  •          выучить порядковый счет, буквы, дни недели, месяцы,
  •          научить находить страны на карте
  •          научить ориентироваться в пространстве,
  •          расширить словарь,
  •          научить задавать вопросы (в 3 года не умеют, проверяла)

 «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам.

Скажу кратко, зачем это нужно. В нашем быстром мире ребенку нужно не только запоминать, что, скажем, самолет – это транспорт,  а чайник – посуда, но и самому понимать, как классифицировать предметы, чтобы структурировать окружающую действительность. Традиционная педагогика этому пониманию ни разу не учит. А учит думать, как раз ТРИЗ с помощью «Да-Нетки».

 Прежде чем непосредственно задавать вопросы и угадывать какой-либо объект, нужно провести подготовительную работу с ребенком. Начинать подготовку можно с 3,5 лет. Цель ее – уточнить текущие знания о предметах: какие относятся к живой природе (дышат, двигаются, питаются, размножаются), какие к неживой природе (часть природы, но не обладают всеми свойствами живых), какие к рукотворному миру (изобретенные людьми).

Когда информационный фонд накоплен, можно смело приступать к игре.

Основные правила у нее такие же, как и у пространственной разновидности. Найти ответ, сужая поле поиска, задав наименьшее количество вопросов. Задавать вопросы помогают признаки, которыми обладает объект:

  • цвет,
  • форма,
  • размер,
  • его части и месторасположение,
  • звук,
  • запах,
  • вкус,
  • температура,
  • влажность,
  • материал,
  • способность двигаться или выполняемое действие,
  • то, как может изменяться во времени.

Важно в процессе выяснения информации об объекте, помогать ребенку резюмировать то, что он уже узнал. Обдумывая вопрос, дитё двигается по разным уровням абстрактных понятий, учится видеть целое и части. Важно, что ребенок действует не по готовой схеме, а сам конструирует свой алгоритм поиска ответа.

Виды классификационной «Да-Нетки»

  • Игры «Да-Нет» с набором картинок,
  • Игры «Да – Нет» с видимыми  для ребенка объектами ближайшего окружения,
  • Игры «Да – Нет» с объектами, которых нет в ближайшем окружении (но это обязательно должен быть конкретный, а не абстрактный объект).

Подведу итог:

В результате усложняющихся игр «Да-Нет» информация об окружающем мире в голове ребенка раскладывается по полочкам, получаем адаптированного к миру и способного решать собственные проблемы человека :)

 Главный показатель того, что всему научили правильно – это когда дети играют в «Да-Нетку» друг с другом :)

P. S.

Когда игра «Да-Нет» освоена на уровне отгадывания какого угодно объекта или его части, можно переходить к кодированию ситуаций, жизненных или сказочных. Об этом я расскажу отдельно.

D3SfxTcbqzM

У Татьяны Александровны Сидорчук есть хорошая книжка, где более подробно рассказано об игре «Да-Нет», в ней много впечатляющих примеров, которые наглядно демонстрируют обучающий и развивающий потенциал игры.

Найти эту книгу можно, например, тут

Прочитать про другие ТРИЗ-игры  в моем блоге можно здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>