О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице
ТРИЗ и функциональное мышление — продолжение
- Давайте учиться говорить на функциональном языке – говорю я.
- А зачем?
- Это умение поможет вам видеть суть явлений и строить цепочки взаимосвязей. Как утверждают, таким образом открывается «третий глаз»)))
- Давайте, что нужно делать?..
- Это просто. В функциональном языке короткие предложения из 3 слов.
Нужно назвать:
- инструмент (что совершает преобразование),
- изделие (над чем производят действия, что изменяют),
- и то, какую работу инструмент выполняет по отношению к изделию (функция).
- А как научиться правильно определять функцию?
Хороший вопрос для начинающих постигать ТРИЗовскую суть вещей ))))
Чтобы верно понять функцию предмета, надо представить себя этим предметом, думать, как этот предмет (кроме шуток, метод эмпатии очень помогает переходу на функциональный язык).
Например, есть мусор и метла. Что здесь является инструментом, а что изделием?
Метла – инструмент, мусор – изделие. Какую работу по отношению к изделию совершает метла?
- Подметает?
- Ну, попробуйте еще раз. Был наш мусор разбросан, а благодаря метле изменил свое местоположение, оказался собранным в кучу.
- Метла перемещает мусор!
Поздравляю, вы правильно сформулировали функцию метлы. Посмотреть другие формулировки функций можно в моем предыдущем материале по этой теме.
Вот список глаголов, которые мы используем для называния некоторых функций:
- Перемещать
- Удерживать
- Пачкать
- Деформировать
- Направлять
- Разделять, отделять
- Информировать
- Управлять
- Передавать
- Нагревать
- Охлаждать
- Соединять
А теперь посмотрим на схему.
Инструмент и изделие остались на месте, а вот стрелок с функциями прибавилось. Как так вышло? Дело в том, что когда инструмент воздействует на изделие (молоток перемещает гвоздь), он совершает свою прямую функцию. Но в это же самое время изделие тоже действует на инструмент (гвоздь царапает молоток) – только уже это функция обратная. Заметим, что одно из действий в этой связке всегда полезное, а второе — вредное.
Несколько примеров прямой и обратный функции.
Мел пачкает камень (полезная).
Камень стачивает мел (вредня).
Пластинка удерживает чашку (полезная).
Чашка деформирует пластинку (вредная).
Самокат удерживает и перемещает человека (полезные).
Человек деформирует самокат (вредная).
- Хорошо, мы поняли, как говорить на функциональном языке. А в чем смысл видеть и полезную, и вредную функцию?
- Формулируя вредную функцию мы даем сами себе изобретательскую задачу: как уменьшить недостаток? Как оптимизировать наш объект, чтобы вредная функция стала минимальной? Здесь снова, как и везде в ТРИЗ, фантазия встречается с практической жизненной необходимостью.
Хочу предложить игры, которые помогают развивать функциональное мышление — тот самый «выпуклый», ТРИЗовский взгляд на вещи. Еще, функциональный подход учит самостоятельности мышления и умению связывать свою придумку с практикой: «то, что придумано мной, не просто так нафантазировано, оно удобно и полезно для какого-то дела».
Сначала будут игры, которые я бы назвала профилактическими, в них еще нет слов «инструмент», «изделие», «полезная\вредная функция», однако они закладывают основы функционального мышления. Начинать играть можно с 5 лет.
«Угадайка»
Реквизит: можно заготовить предметные картинки (если малышу будет нужна подсказка), а можно обойтись без них.
Как играть:
Определяем основное действие предмета. Образуем новое название, добавляя суффиксы: — лка, -чк, -ще и др.
Спрашиваем, например:
- Что можно называть леталкой? (самолет, вертолет, воздушный шар)
- Угадайте, что это такое: копалище? (экскаватор или лопата?))
«Подбери пару»
Реквизит: пары картинок с изображением инструментов и изделий или разнообразные предметы.
Как играть:
Из множества вариантов выбирать пары предметов, которыми можно совершать какие-то действия вместе: ручка и бумага, молоток и гвоздь, нож и яблоко, рука и тесто….
Игра полезна тем, что предметы в пары можно объединять нестандартно и все равно придумывать, какое совместное действие они могут совершать: в тесто воткнули гвоздь, ручкой нарисовали на руке, яблоко балансирует на молотке…
Игры для тех, кто знает, как составить простую функциональную цепочку (с 6-7 лет)
Кстати, игры с функциями полезны тем, что у ребенка возникает понимание того, что действие не происходит само по себе, углубляются его представления о сущности окружающих предметов.
«Загадки с множеством отгадок»
Есть алгоритм составления загадок по свойствам предмета, но сейчас не о нем
Еще можно придумывать загадки, используя знания о функциях и здесь появляется простор вариантов для отгадок (этот способ придумали и описали А.В. Кислов и Е.Л. Пчелкина, спасибо им!!!). И это здорово, потому что в обычных загадках всего один ответ, а желающих его сообщить как правило больше…
Сейчас устроим соревнование, кто сможет подобрать больше всех отгадок.
Как это делать? Учу, следите за руками)))
1. Составить триаду: инструмент-изделие-функция. Например, чайник удерживает цветы.
2. Заменяем одно из звеньев вопросом и получаем загадки:
- Что может удерживать цветы? (руки, ваза, корзинка…)
- Что может удерживать чайник? (воду, молоко, чай, песок….)
- Что чайник может делать с цветами? (удерживать, как ваза, перемещать, как сани с горы, пачкать, если чайник грязный….)
А что цветы могут делать с чайником? Не ограничивайте свою фантазию, предлагайте как можно больше вариантов! Мы знаем уже столько функций!
«Функциональные цепочки»
Реквизит: снова игра с картинками (а можно смотреть на окружающие предметы, подмечать и рассказывать)
Как играть:
Выложить цепочку из 3-4-5 картинок, назвать сначала прямые функции, затем обратные. Кто ни разу не ошибется? У кого получится самая длинная цепочка?
Например:
Прямая: Рука удерживает нож – Нож разделяет огурец – Огурец пачкает разделочную доску – Разделочная доска деформирует стол – Стол деформирует пол…
Обратная: Пол удерживает стол – Стол удерживает разделочную доску – Разделочная доска удерживает огурец – Огурец пачкает нож – Нож утомляет руку…
Итак, формулировка и понимание функции объекта выводит нас на уровень систем. Делаем еще один шаг к функционально-системному «мировидению», ведь «взрослый» ТРИЗ – это о том, как развивать и совершенствовать технические системы.
До встречи в следующих статьях!