Игра ТРИЗ
  Я предлагаю консультации для начинающих ТРИЗ-педагогов по методической работе и составлению учебных планов. Если вы в этом заинтерсованы, пишите мне в личные сообщения на странице в контакте.

  О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице

ТРИЗ и функциональное мышление — продолжение

- Давайте учиться говорить на функциональном языке – говорю я.

- А зачем?

- Это умение поможет вам видеть суть явлений и строить цепочки взаимосвязей. Как утверждают,  таким образом открывается «третий глаз»)))

- Давайте, что нужно делать?..

- Это просто. В функциональном языке короткие предложения из 3 слов.

Нужно назвать:

  • инструмент (что совершает преобразование),
  • изделие (над чем производят действия, что изменяют),
  • и то, какую работу инструмент выполняет по отношению к изделию (функция).

- А как научиться правильно определять функцию?

 Хороший вопрос для начинающих постигать ТРИЗовскую суть вещей ))))

Чтобы верно понять функцию предмета, надо представить себя этим предметом, думать, как этот предмет :) (кроме шуток, метод эмпатии очень помогает переходу на функциональный язык).

Например, есть мусор и метла. Что здесь является инструментом, а что изделием?

Метла – инструмент, мусор – изделие. Какую работу по отношению к изделию совершает метла?

funct2_03

- Подметает?

- Ну, попробуйте еще раз. Был наш мусор разбросан, а благодаря метле изменил свое местоположение, оказался собранным в кучу.

- Метла перемещает мусор!

Поздравляю, вы правильно сформулировали функцию метлы. Посмотреть другие формулировки функций можно в моем предыдущем материале по этой теме.

Вот список глаголов, которые мы используем для называния некоторых функций:

  • Перемещать
  • Удерживать
  • Пачкать
  • Деформировать
  • Направлять
  • Разделять, отделять
  • Информировать
  • Управлять
  • Передавать
  • Нагревать
  • Охлаждать
  • Соединять

А теперь посмотрим на схему.

funct2

Инструмент и изделие остались на месте, а вот стрелок с функциями прибавилось. Как так вышло? Дело в том, что когда инструмент воздействует на изделие (молоток перемещает гвоздь), он совершает свою прямую функцию.  Но в это же самое время изделие тоже действует на инструмент (гвоздь царапает молоток) – только уже это функция обратная. Заметим, что одно из действий в этой связке всегда полезное, а второе — вредное.

funct2_05

Несколько примеров прямой  и обратный функции.

Мел пачкает камень (полезная).

Камень стачивает мел (вредня).

funct2_01

Пластинка удерживает чашку (полезная).

Чашка деформирует пластинку (вредная).

funct2_02

Самокат удерживает и перемещает человека (полезные).

Человек деформирует самокат (вредная).

funct2_04

 

- Хорошо, мы поняли, как говорить на функциональном языке. А в чем смысл видеть и полезную, и вредную функцию?

- Формулируя вредную функцию мы даем сами себе изобретательскую задачу: как уменьшить недостаток? Как оптимизировать наш объект, чтобы вредная функция стала минимальной? Здесь снова, как и везде в ТРИЗ, фантазия встречается с практической жизненной необходимостью.

Хочу предложить игры, которые помогают развивать функциональное мышление — тот самый «выпуклый», ТРИЗовский взгляд на вещи. Еще, функциональный подход учит самостоятельности мышления и умению связывать свою придумку с практикой: «то, что придумано мной, не просто так нафантазировано, оно удобно  и полезно для какого-то дела».

Сначала будут игры, которые я бы назвала профилактическими, в них еще нет слов «инструмент», «изделие», «полезная\вредная функция», однако они закладывают основы функционального мышления. Начинать играть можно с  5 лет.

funct2_07

«Угадайка»

Реквизит: можно заготовить предметные картинки (если малышу будет нужна подсказка), а можно обойтись без них.

Как играть:

Определяем основное действие предмета. Образуем новое название, добавляя суффиксы: — лка, -чк, -ще и др.

Спрашиваем, например:
- Что можно называть леталкой? (самолет, вертолет, воздушный шар)

- Угадайте, что это такое: копалище? (экскаватор или лопата?))

 

«Подбери пару»

Реквизит: пары картинок с изображением инструментов и изделий или разнообразные предметы.

funct2_10 funct2_11 AA021273 funct2_08

Как играть:

Из множества вариантов выбирать пары предметов, которыми можно совершать какие-то действия вместе: ручка и бумага, молоток и гвоздь, нож и яблоко,  рука и тесто….

Игра полезна тем, что предметы в пары можно объединять нестандартно и все равно придумывать, какое совместное действие они могут совершать: в тесто воткнули гвоздь, ручкой нарисовали на руке, яблоко балансирует на молотке…

 

Игры для тех, кто знает, как составить простую функциональную цепочку (с 6-7 лет)

Кстати, игры с функциями полезны тем, что у ребенка возникает понимание того, что действие не происходит само по себе, углубляются его представления о сущности окружающих предметов.

«Загадки с множеством отгадок»

Есть алгоритм составления загадок по свойствам предмета, но сейчас не о нем :)

Еще можно придумывать загадки, используя знания о функциях и здесь появляется простор вариантов для отгадок (этот способ придумали и описали А.В. Кислов и Е.Л. Пчелкина, спасибо им!!!). И это здорово, потому что в обычных загадках всего один ответ, а желающих его сообщить как правило больше…

Сейчас устроим соревнование, кто сможет подобрать больше всех отгадок.

Как это делать? Учу, следите за руками)))

1. Составить триаду: инструмент-изделие-функция. Например, чайник удерживает цветы.

funct2_062. Заменяем одно из звеньев вопросом и получаем загадки:

- Что может удерживать цветы? (руки, ваза, корзинка…)

- Что может удерживать чайник? (воду, молоко, чай, песок….)

- Что чайник может делать с цветами? (удерживать, как ваза, перемещать, как сани с горы, пачкать, если чайник грязный….)

funct2_12

А что цветы могут делать с чайником? Не ограничивайте свою фантазию, предлагайте как можно больше вариантов! Мы знаем уже столько функций!

«Функциональные цепочки»

Реквизит: снова игра с картинками (а можно смотреть на окружающие предметы, подмечать и рассказывать)

Как играть:

Выложить цепочку из 3-4-5 картинок, назвать сначала прямые функции, затем обратные. Кто ни разу не ошибется? У кого получится самая длинная цепочка?

Например:

funct2_13

Прямая: Рука удерживает нож – Нож разделяет огурец – Огурец пачкает разделочную доску – Разделочная доска деформирует стол – Стол деформирует пол…

Обратная: Пол удерживает стол – Стол удерживает разделочную доску – Разделочная доска удерживает огурец – Огурец пачкает нож – Нож утомляет руку…

 

Итак, формулировка и понимание функции объекта выводит нас на уровень систем. Делаем еще один шаг к функционально-системному «мировидению», ведь «взрослый» ТРИЗ – это о том, как развивать и совершенствовать технические системы.

До встречи в следующих статьях!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>