Игра ТРИЗ
  Я предлагаю консультации для начинающих ТРИЗ-педагогов по методической работе и составлению учебных планов. Если вы в этом заинтерсованы, пишите мне в личные сообщения на странице в контакте.

  О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице

Метафоры, синквейны и лимерики для развития речи и мышления

Если вы соберетесь читать Г.С. Альтшуллера, то обнаружите, что о сочинении метафор или лимериков он не написал ни слова… Однако, именно  первопроходцы ТРИЗ-педагогики, которые начали развивать основы сильного, творческого мышления у дошкольников, заметили, что обучение такому речетворчеству отлично тренирует ум (столь необходимый подрастающему изобретателю :) ).

Так появились методики составления загадок, лимериков, метафор.

Они успешно применяются на занятиях в школах и детских садах, даже теми педагогами, которые смутно представляют себе, как расшифровывается ТРИЗ (то есть я хочу сказать, что эти техники «ушли в народ» и их пользу оценили многие преподаватели-предметники).

Здесь возникает небольшая путаница: поскольку методики были придуманы замечательными ТРИЗ-педагогами, то их описание можно встретить на соответствующих тематических ресурсах, в литературе и прочем, однако очевидно, что сочинение синквейна имеет весьма отдаленное отношение к алгоритму решения изобретательских задач.  Так что одни специалисты трактуют понятие «ТРИЗ-педагогика» весьма широко и интегрированно, как основу для развития сильного мышления, другие понимают ее как более узкое направление —  обучение решению нестандартных задач и разрешению противоречий (т.е. как более дифференцированные направления умственной деятельности).

pp2_einstein_art

Чем бы ни закончились эти умные споры, в любом случае, мы с вами находимся в выигрыше, потому что знаем отличные, до сих пор еще где-то воспринимаемые как инновационные и нестандартные (хотя описаны они были больше 10 лет назад!!!) методики развития речи и мышления.

Как сочинять лимерики?

 Лимерик – это юмористическое стихотворение из 5 строчек британского происхождения.

Сочинить лимерик поможет модель:

  • Жил-был… \ расскажу вам про… \ у меня есть…    + объект
  • Какой? На что похож?
  • Что делал?
  • С кем общался?
  • Вывод: вот какой… +   объект

Подготовка:

  1. Выбираем, о ком или о чем будет лимерик.
  2. Для первых 4 строчек подбираем 2 пары рифмованных слов (существительные и прилагательные). Например, улиточка-ниточка, держалась – не боялась.

Вот какой у меня получился результат:

Жила-была маленькая улиточка,

Она была легкая, как ниточка,

За пушинку держалась,

Улететь не боялась

Вот какая смелая улиточка!

limerik

 

Как сочинять синквейны?

Синквейн – это лаконичный способ сформулировать информацию о предмете или объекте изучения, провести рефлексию. Имеет американские корни и японское влияние :)

Синквейн придумывают по схеме:

  • Первая строчка стихотворения —  это его тема. Одно слово, существительное.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные или причастия.
  • В третьей строчке три слова. Это глаголы или деепричастия, которые описывают действия, относящиеся к слову-теме.
  • Четвертая строка — это фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. Можно использовать крылатое выражение, пословицу, поговорку, цитату, афоризм, но обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка —  одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это  синоним к теме стихотворения.

list_15

Вот что получилось у меня

Перчатки.

Яркие, резиновые.

Не промокают, защищают, веселят.

Чистота – залог здоровья.

Помощники!

 sinkvein

Такая творческая переработка помогает юным умам лучше осмыслить информацию, т.к. материал умещается в короткой и емкой форме.

 

Как сочинять метафоры?

Метафоры делают речь яркой и образной, мы привыкли у ним в том или ином стихотворении на уроках литературы. Оказывается, их можно отлично придумывать самостоятельно, это совсем нетрудно!

Последовательность:

  • Выбрать объект для метафоры.
  • Придумать на что он похож.
  • Выбрать наиболее характерное свойство предмета или обозначить его местоположение (если оно специфичное).
  •  Составить словосочетание прилагательное + существительное.

Вот что получилось у меня:

Волна – пенное одеяло.

metafora_01

Вантовый мост – городская лира.

metafora_02

Мне очень нравятся примеры, которые приводит Татьяна Александровна Сидорчук в своей статье (и давайте будем считать, что про кофе — это опечатка!) 

Кстати, тренировка креативности с помощью синквейнов, лимериков и метафор – это отличное упражнение и для взрослых! Узнайте о других 19 способах развития креативности для тех, кто уже вырос :)

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>