Игра ТРИЗ
  Я предлагаю консультации для начинающих ТРИЗ-педагогов по методической работе и составлению учебных планов. Если вы в этом заинтерсованы, пишите мне в личные сообщения на странице в контакте.

  О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице

ТРИЗ-игры для развития вариативности мышления

Мышление похоже на бриллиант: они одинаково многогранны и  при хорошей огранке красиво блестят :)

Известную формулировку «навыки сильного мышления» я бы сравнила с алмазом, т.к. в ней объединяют много ценных параметров. Но алмаз это еще не бриллиант, так?

Если выделить грани — разновидности мышления – а потом понять, какие игры и задания развивают каждый из видов, то работа с подрастающей творческой личностью станет напоминать труд ювелира :)

Я уже публиковала подборки игр для развития образного, ресурсного, диалектического, функционального мышления, скоро будет подборка для системного мышления, а сегодня у нас игры для вариативного мышления.

Что это такое? Умение  видеть множество решений, а не зацикливание на одном-двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов и преодоление инерции мышления.

variativ_05

По моим наблюдениям, у кого-то легко получается выдавать несколько ответов сразу, а кто-то говорит один вариант и  дальше впадает в ступор. Но безусловно, как и любой навык, умение видеть больше возможностей решения задачи можно сформировать целенаправленно. Об этом сегодняшняя подборка!

Объяснить необъяснимое (от 4 лет)

Хорошо известны  картинки из серии «что перепутал художник». Они помогают увидеть, как ребенок ориентируется в окружающем мире.

С другой стороны, здесь можно придраться: говорите, художник перепутал, нарисовав снег в разгар лета? Скажите об этом жителю Сургута!

variativ_00

Поэтому будем тренироваться объяснять на первый взгляд необъяснимое.

Реквизит: картинки из серии «что перепутал художник» (можно самим сделать такие коллажи), либо сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки, чем разнообразнее, тем лучше.

Играем!

Первый вариант. Если взяли готовую «перепутанную» картину, то стараемся найти правдоподобные объяснения:

variativ_04

  • почему на дереве растут булки (это украшение к празднику),
  • почему в будке сидит гусь (он специальной сторожевой породы),
  • почему петух свил гнездо на крыше (боится гуся)),
  • почему под деревом выросли такие огромные помидоры (такая нынче селекция))).

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Во втором варианте игры к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что:

  • это кот капитана
  • это кот-скульптура
  • это просто очень смелый кот-путешественник :)

 

«Почему лишний?» (от 4 лет)

Картинки из серии «найди лишнее» часто встречаются в пособиях для дошкольников. Они предполагают достаточно очевидный  ответ  и ориентированы опять-таки на то, чтобы закрепить знания об окружающем мире. А мы учим находить множество вариантов ответов на вопрос :)

variativ_02

Реквизит: картинки с изображением предметов или фигур.

Играем!

Предлагаем несколько картинок, говорим, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно :) Начинать играть можно от 4 картинок.

Сравнивать между собой объекты будем, например, по цвету, весу, размеру, вкусу, звуку, частям, месту обитания и т.д.

Вот задание для дошкольников  из дистанционного конкурса «Первые шаги в ТРИЗ», который проходил зимой 2016 года:

variativ_01

  • Рыбка лишняя, потому что она живет в воде, а остальные нет.
  • Слон лишний, потому что у него есть хобот, а у других его нет.
  • Чебурашка лишний, потому что он сказочный герой.
  • Корова лишняя, потому что у нее есть рога,  а у других нет.
  • Заяц лишний, потому что он серый, а остальные другого цвета

Думаю, принцип понятен!

 

Не «да», а «нет»! (от 6 лет)

Реквизит: воображение и умение придумывать вопросы :)

Играем!

Сначала нужно задать такой вопрос, на который хочется ответить «да», но мы сделаем наоборот и скажем «нет!». А дальше будем рассуждать, в каких случаях ответ может быть отрицательным и почему.

- Все ли рыбы плавают?  

- Нет!

- А когда не плавают?

- Когда они нарисованы!

osen_09

Вот еще примеры вопросов:

  • Всегда ли машина обгоняет пешехода?
  • Всегда ли днем светло?
  • У всех деревьев есть листья?
  • Всем ли цветам нужна вода?

(у вас получится придумать еще более интересные вопросы!!!)

И, конечно же, все эти игры еще и замечательно помогают развивать речь ребенка.

Какая понравилась вам больше всего?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>