
О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице
Мышление похоже на бриллиант: они одинаково многогранны и при хорошей огранке красиво блестят
Известную формулировку «навыки сильного мышления» я бы сравнила с алмазом, т.к. в ней объединяют много ценных параметров. Но алмаз это еще не бриллиант, так?
Если выделить грани — разновидности мышления – а потом понять, какие игры и задания развивают каждый из видов, то работа с подрастающей творческой личностью станет напоминать труд ювелира
Я уже публиковала подборки игр для развития образного, ресурсного, диалектического, функционального мышления, скоро будет подборка для системного мышления, а сегодня у нас игры для вариативного мышления.
Что это такое? Умение видеть множество решений, а не зацикливание на одном-двух. Это вид мышления, который предполагает выход за рамки стереотипов и преодоление инерции мышления.
По моим наблюдениям, у кого-то легко получается выдавать несколько ответов сразу, а кто-то говорит один вариант и дальше впадает в ступор. Но безусловно, как и любой навык, умение видеть больше возможностей решения задачи можно сформировать целенаправленно. Об этом сегодняшняя подборка!
Объяснить необъяснимое (от 4 лет)
Хорошо известны картинки из серии «что перепутал художник». Они помогают увидеть, как ребенок ориентируется в окружающем мире.
С другой стороны, здесь можно придраться: говорите, художник перепутал, нарисовав снег в разгар лета? Скажите об этом жителю Сургута!
Поэтому будем тренироваться объяснять на первый взгляд необъяснимое.
Реквизит: картинки из серии «что перепутал художник» (можно самим сделать такие коллажи), либо сюжетные картинки с одним-двумя объектами (пароход плывет, машина едет, дети идут на прогулку…) + небольшие предметные картинки, чем разнообразнее, тем лучше.
Играем!
Первый вариант. Если взяли готовую «перепутанную» картину, то стараемся найти правдоподобные объяснения:
Во втором варианте игры к более крупной сюжетной картинке прикладываем маленькую, и спрашиваем: «почему художник нарисовал кота на теплоходе?» Например, потому что:
«Почему лишний?» (от 4 лет)
Картинки из серии «найди лишнее» часто встречаются в пособиях для дошкольников. Они предполагают достаточно очевидный ответ и ориентированы опять-таки на то, чтобы закрепить знания об окружающем мире. А мы учим находить множество вариантов ответов на вопрос
Реквизит: картинки с изображением предметов или фигур.
Играем!
Предлагаем несколько картинок, говорим, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно Начинать играть можно от 4 картинок.
Сравнивать между собой объекты будем, например, по цвету, весу, размеру, вкусу, звуку, частям, месту обитания и т.д.
Вот задание для дошкольников из дистанционного конкурса «Первые шаги в ТРИЗ», который проходил зимой 2016 года:
Думаю, принцип понятен!
Не «да», а «нет»! (от 6 лет)
Реквизит: воображение и умение придумывать вопросы
Играем!
Сначала нужно задать такой вопрос, на который хочется ответить «да», но мы сделаем наоборот и скажем «нет!». А дальше будем рассуждать, в каких случаях ответ может быть отрицательным и почему.
- Все ли рыбы плавают?
- Нет!
- А когда не плавают?
- Когда они нарисованы!
Вот еще примеры вопросов:
(у вас получится придумать еще более интересные вопросы!!!)
И, конечно же, все эти игры еще и замечательно помогают развивать речь ребенка.
Какая понравилась вам больше всего?