О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице
Виды воображения и занятия ТРИЗ
Уверена, что никого из читающих мой блог не надо лишний раз убеждать в том, что воображение – это очень-очень-очень важная штука в нашей жизни
Но на всякий случай все-таки напомню, что воображение обогащает возможности творческого мышления и внутренний мир человека, пробуждая интерес к окружающему миру, искусству, науке.
Я хочу рассказать более подробно, с каким видом воображения работаем мы, преподаватели РТВ и ТРИЗ. Вполне вероятно, что педагогическая классификация может отличаться от психологической. Однако то, о чем я расскажу, удобно в практической работе и при первичной диагностике творческих способностей.
Для начала о том, что мы знаем (или не знаем)) о воображении:
- является психическим процессом, как мышление и память,
- конечно, с ними взаимосвязано,
- есть предположение, что воображение совершенствуется за счет новых комбинаций в уже сложившихся нейронных связях. Но где в мозгу центр воображения и есть ли он – неизвестно.
Выделяют следующие виды воображения (материал взят из книги А.А. Толмачева «Диагноз: ТРИЗ»):
Непроизвольное (пассивное) – проявляется, когда образы возникают спонтанно, помимо желания и воли человека. Примером непроизвольного воображения являются сновидения.
Произвольное (активное) – человек вызывает воображаемые образы по собственному желанию. Именно с произвольным воображением прежде всего связан творческий процесс: например, для того, чтобы запечатлеть какой-либо образ на холсте или бумаге художник создает его в своем воображении усилием воли.
Воссоздающее воображение - помогает человеку представлять по одному описанию исторические события или те места на карте мира, где еще не довелось побывать. При использовании этого вида воображения стоит задача воспроизвести реальность в том виде, в котором она существует. Такое воображение больше напоминает память, чем творчество.
Когда у человека развито воссоздающее воображение – это хорошо или плохо? И да, и нет. Хорошо, потому что этот вид воображения позволяет учиться, представляя себе объекты по описанию учителя или из книги. Воссоздающее воображение опирается на имеющиеся знания и понимание, в обратном случае обучение было бы похоже на прослушивание текстов на китайском языке (которого вы не знаете). Плохо, потому что преобладание воссоздающего воображения может «тормозить» процесс, когда необходимо создавать новое. Об этом чуть ниже.
Творческое воображение.
Для творческого воображения недостаточно просто скопировать и воссоздать какой-то образ, здесь объект действительности сознательно конструируется и преобразуется (по воле начинающего демиурга))). Именно этот вид воображения имеют в виду, когда говорят о фантазии.
Как несложно догадаться, преподаватели РТВ и ТРИЗ работают с активным, творческим воображением. Важно подчеркнуть, что на занятиях мы фокусируемся на полезных, улучшающих действительность фантазиях, а не на «пустом» придумывании ради придумывания, чтобы занять время. Ну, и обязательное правило – не создавать то, что направленно причиняет вред.
Как увидеть виды воображения на практике?
Предложите ребенку нарисовать фантастическое животное, такое, которое никто никогда не видел. Через 10 минут попросите рассказать, что получилось.
Получился герой из знакомого мультика\сказки ? Сработала память вместо воображения. Еще раз уточните задание: необходимо самому придумать, а не вспомнить то, что уже где-то видел .
Получился зверь наподобие тигрокрыса (но не тигрокрыс, потому что он уже есть в мультике)? Это воссоздающее воображение вспомнило знакомые части разных животных и объединило их в один образ.
В получившемся животном есть не только узнаваемые части, но и нечто, не поддающееся классификации? Поздравляем, можно говорить, что творческое воображение проявило себя.
По своему опыту могу сказать, что при первичной диагностике чаще всего наблюдается яркое проявление воссоздающего воображения или даже просто памяти. И не более…
А что у взрослых? Приведу цитату из книги Майкла Микалко «Рисовый штурм», для описания похожего феномена он вводит термин «структурированное воображение»
«Предложите группе вообразить существо, живущее на другой планете с другой атмосферой в отдаленной солнечной системе. Попросите, чтобы они нарисовали это воображаемое существо. Затем пусть группа покажет свои рисунки. Вы обнаружите, что большинство людей рисуют существ, которые напоминают земных, даже притом что могли придумать что угодно.
А именно — существ с органами зрения, слуха и обоняния, а также руками и ногами с двусторонней симметрией. Вместо того чтобы создать что-нибудь уникальное и непредсказуемое, основная часть группы создает существ, у которых много общего друг с другом и с особенностями типичных земных животных.
Нет никаких причин, по которым животные на других планетах должны напоминать земных. Люди, рисующие космических существ, могли бы использовать любую базу знаний (например, о геологических формациях, перекати-поле или облаках), чтобы получить представление об общей форме космического организма, и каждый человек мог бы придумать что-то особенное и новое. Но большинство людей не делают этого, и поэтому на их рисунках возникают существа, обладающие земными свойствами. Это групповое упражнение демонстрирует феномен, называющийся структурированным воображением. Структурированное воображение связано с тем фактом, что, даже когда для генерации новых идей мы используем свое воображение, эти идеи структурированы очень предсказуемым способом в соответствии с существующими понятиями, категориями и стереотипами. Это верно независимо от того, идет ли речь об изобретателях, художниках, писателях, ученых, дизайнерах, бизнесменах или повседневных мечтах людей о лучшей жизни.»
Напоминаю, что самое благодатное время для раскрытия потенциала творческого воображение начинается в 5 и заканчивается в 15 лет.
Но и в более старшем возрасте творческому взгляду на мир можно научиться!
О приемах фантазирования читайте в моих статьях, например, о методе фокальных объектов , об аналогии, о приеме увеличение-уменьшение или наоборот.