Игра ТРИЗ
  Я предлагаю консультации для начинающих ТРИЗ-педагогов по методической работе и составлению учебных планов. Если вы в этом заинтерсованы, пишите мне в личные сообщения на странице в контакте.

  О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице

Прием фантазирования увеличение-уменьшение

uvel_00

Зачем учить фантазированию? У дошкольников воображение само по себе зашкаливает, такую историю расскажут, что только держись…

Вынуждена не согласиться.

Во-первых, в наш век готовой, «разжеванной» визуальной информации (не надо ничего додумывать, все увидишь на экране) далеко не у всех воображение развивается так, как положено, без отставания (но дети молодцы, сопротивляются потокам навязанных образов).

Кто забыл, напоминаю, что воображение – это фундамент творческой личности :)

Во-вторых, знать приемы фантазирования – это осознанно их использовать для придумывания преобразований и усовершенствований. Такое умение называется управляемая фантазия.

Level up от простого сочинения небылиц, как говорится :)

 А еще, уметь фантазировать – значит учиться рассуждать, строить цепочки причинно-следственных связей, придумывая фантастические сюжеты для игр и рассказов.

uvel_09

Базовые приемы фантазирования можно пересчитать по пальцам руки: увеличение, уменьшение, дробление, объединение, наоборот. Именно эти простые приемы легли в основу многих сказок и фантастических произведений. Поэтому сегодня именно художественная литература поможет мне проиллюстрировать прием увеличения-уменьшения.

uvel_12

Суть очень простая: представим себе, что какой-то объект стал огромным-преогромным. Или наоборот, очень-очень маленьким. Что из этого получится?

uvel_lit06

Вот появился Гулливер: каково ему будет среди маленьких человечков, какие трудности у него возникнут?

uvel_lit02

Или, наоборот, уменьшились Карик и Валя, стали меньше букашки. Как им перемещаться, как добыть еду, спастись от опасности?

Аналогично можно увеличивать и уменьшать любой объект. Например, возьмем водопроводную трубу. Увеличим – получится тоннель, уменьшим – соломинка для сока.

А если увеличить зонтик, карандаш, плюшевого медведя, шезлонг или книгу? При этом не менять всего остального в окружении. Как по-новому можно использовать этот огромный предмет? Что будет хорошего, а что плохого в таком новом качестве?

Вот картинки для примера, и, конечно, можно придумать еще множество вариантов.

uvel_05

uvel_03

uvel_04

uvel_07

uvel_06

uvel_01

uvel_02

Теперь уменьшаем предметы и задаем такие же вопросы.

uvel_10

uvel_11

Еще можно увеличивать не весь объект целиком, а только его часть. Таким нехитрым способом был придуман Чебурашка.

uvel_lit03

Или можно увеличивать\уменьшать количество частей объекта. Как вам машинка? ))

uvel_08
Или изменять в сторону плюса или минуса любой другой качественный параметр.

uvel_lit01

Физическая сила? Получилась Пеппи.

uvel_lit04

Производительность? Горшочек каши

И вот еще бонус – теперь можно подмечать знакомые  приемы фантазирования в креативе других людей. Развивать «третий глаз» на полную мощность (как говорят некоторые мои коллеги))

Придумывать новое проще и увлекательнее, чем кажется. Ура!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>