Игра ТРИЗ
  Я предлагаю консультации для начинающих ТРИЗ-педагогов по методической работе и составлению учебных планов. Если вы в этом заинтерсованы, пишите мне в личные сообщения на странице в контакте.

  О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице

Метод фокальных объектов

mfo

«Идеи приходят только как вспышки, озарения» — распространенное и ошибочное утверждение. Существует множество способов «найти идею» и схватить ее за «хвост» :)

Представителям творческих профессий ( aka «креативщикам») знакомо немало приемов и методов, которые помогают «прокачать» способность генерировать новые идеи. Такие методы относятся не совсем к ТРИЗ, поскольку не всегда подходят для решения задач, а к развитию творческого воображения (РТВ). Следует отметить, что развитие воображения – через нахождение образов в абстрактных объектах и подбора свободных ассоциаций, через приемы фантазирования – это обязательная программа для тех, кто хочет научиться ТРИЗ.

Сегодня я расскажу более подробно об одном из методов РТВ.

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов.

Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания.

МФО используют для преодоления шаблонов мышления при модификации устройств, создании рекламы и написании статей. Он очень хорош для тренировки воображения у детей от 5 лет.

МФО, план действий:

  • Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект)
  • Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо»
  • Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов
  • Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и  развить их путем свободных ассоциаций.
  • Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи.

МФО прост в освоении и универсален, а выдвигаемые идеи будут далеки от шаблонов. Конечно, не все варианты новых сочетаний свойств объекта будут удачными, поэтому важно критически оценить полученные варианты, отобрав наиболее сильные.

Пример создания нового объекта с помощью МФО

Совершенствуемый объект: стул

Случайные объекты: елка, олень, фонарь

Характерные свойства или признаки случайных объектов

  1. Елка: колючая
  2. Олень: рогатый
  3. Фонарик: светящийся

Новые сочетания

  1. Стул колючий
  2. Стул рогатый
  3. Стул светящийся

Новые идеи

  • Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости

mfo_stul3

  • Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей

mfo_stul

  • Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрениемmfo_stul2

Придумывать усовершенствования для привычных вещей по МФО — увлекательнейшая игра, которая «раскачает» воображение ребенка или взрослого. О других приемах РТВ я расскажу в следующих статьях. Следите за обновлениями!


4 коментариев(-ий) на “Метод фокальных объектов

  1. Pingback: 19 занятий для творческого развития | Игра ТРИЗ

  2. vechnomolod.ru

    Было бы неплохо привести примеры и для реклыми и написания статей, я вот лично не могу понять как этот метод применять при написанни тематической статьи на сайт например….

    1. Ekaterina Zorina-Lavrovkaya Post author

      Спасибо за Ваше мнение. Мне представляется, что данный метод скорее для придумывания новых материальных предметов: товаров или, скажем, полиграфической продукции. Но обязательно посмотрю, возможно ли с его помощью написать статью на сайт.

  3. Инна

    Этот метод можно использовать и для познания детьми объектов природного происхождения с вопросом Когда это бывает? Это помогает детям понять необычные свойства явлений. Например объект зима, случайные предметы пусть зонтик, шапка или резиновая уточка. Шапка теплая (пушистая), зонтик красивый, уточка мокрая. Когда зима бывает теплой, красивой и мокрой.

Добавить комментарий для Ekaterina Zorina-Lavrovkaya Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>