О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице
ТРИЗ-игры для дошкольников, часть 3
Сегодня я выбрала такие игры, которые:
- во-первых, учат решать проблемные ситуации (не по-сказочному, с помощью палочки-выручалочки, а взаправду, с помощью умной головы)))
- во-вторых, развивают ресурсное мышление у детей, которое является основой навыков продуктивного творческого мышления и которому совершенно не учат стандартные дошкольные программы
- в-третьих, знакомят ребенка с таким важным понятием из «взрослой» ТРИЗ, как функция предмета.
Игра «Маша-Растеряша» (от 4 лет)
Зачем: тренируем внимание, учимся решать проблемные ситуации, используя ресурсы
Реквизит: Кукла или картинка Маши. Младшим детям можно предложить картинки с изображением бытовых предметов (нож, дверь, стул, карандаш), или просто взять предметы.
Напоминалка: вспомнить историю о Маше-Растеряше. Поговорить о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить детей оказать помощь такой Растеряше.
Материал для игры берется на основе тех предметов окружающего пространства, про которые ребенок может сказать, для чего они нужны (какую функцию выполняют)
Играем!
Ведущий берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается от имени куклы к остальным:
- Ой!
— Что с тобой?
— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ножницы)…. Чем я теперь буду (называет конкретную функцию потерянного предмета, например, резать бумагу)….?
Дети называют варианты, находя ресурсы других предметов для выполнения этой функции: бумагу можно резать ножом, лезвием, можно рукой оторвать.
А затем предложите детям стать Машей-Растеряшей, ведь «растеряшесть», как известно, заразна
Если я хочу…то, что мне поможет… (от 5 лет)
Зачем: расширять представление о назначении (функциях) окружающих предметов.
Реквизит: картинки объектов рукотворного мира, но можно обойтись и без них.
Напоминалка: обсудить действия, которые выполнял ребенок или взрослый, вспомнить, какие предметы помогали выполнять это дело
Играем!
Ребенку предлагается какое-либо дело, например, построить снежную горку, только это дело надо выполнить без очевидного инструмента - без лопаты. Ребенок в ответ называет объекты рукотворного мира, которые помогли бы это сделать. Обязательно поощряются нестандартные ответы детей: например, чтобы построить горку нам поможет крышка от кастрюли, разделочная доска, тазик.
Вот еще примеры заданий для игры:
- Отрезать хлеб без ножа
- Достать ведро из колодца без веревки
- Перейти речку без моста
- Помыть руки без мыла
- Погладить ежика без перчаток
«Если вдруг…» (от 5 лет)
Зачем: учим искать выход из необычной ситуации, развиваем фантазию
Реквизит: неуемное воображение ))
Играем!
Предложим дитю пофантазировать на основе необычной ситуации, из которой надо найти выход, при этом обосновав свою точку зрения (ответ «не знаю» или «потому что гладиолус» засчитываем как проигрыш)
Примеры ситуаций.
Если вдруг на Земле исчезнут:
- Все пуговицы;
- Все ножницы;
- Все спички;
- Все учебники или книги
Что произойдёт?
Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д.»
То, не знаю что (от 4,5 лет)
Это моя новая любимая игра Предполагает простор для фантазии, как детской, так и взрослой
Зачем: пробуждаем креативность и развиваем ресурсное мышление
Реквизит: любой незнакомый, необычный предмет
Играем!
Приносим детям некую неизвестную штуку. Они ее рассматривают, крутят в руках и предлагают варианты использования. Чем больше вариантов, тем лучше. Никак не меньше 5.
Варианты «чудо-штук»
Посуда для варки на пару
Бумажная складная шляпка
Кресло-качалка
Кокон для кошки
Как всегда, процесс поиска необычного будет увлекательным и захватывающим. Не отказывайте себе в удовольствии!
Прочитать о других моих любимых ТРИЗ-играх можно здесь и здесь