Игра ТРИЗ
  Я предлагаю консультации для начинающих ТРИЗ-педагогов по методической работе и составлению учебных планов. Если вы в этом заинтерсованы, пишите мне в личные сообщения на странице в контакте.

  О том, какие услуги я могу вам предложить, читайте на этой странице

ТРИЗ-игры для дошкольников, часть 1.

Думаете, я на занятиях учу детей? Вовсе нет, я с ними играю! В результате все остаются довольны, а еще к тому же через игры ум становится более гибким и организованным, речь более выразительной, воображение расцветает пышным цветом :)

У меня есть несколько любимых игр, в которые мы часто играем с ребятами. Я планирую сделать серию постов об этом, приводя описания игр и комментарии.

Отдельную благодарность хочу выразить И.Н. Мурашковска, С.А. Гин, И.Я. Гуткович и многим другим авторам, из работ которых я почерпнула эти игры для детей от 3 до 7 лет.

Игра «Теремок» (от 3 лет)

teremok

Зачем: тренировать аналитическое мышление, учить выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: картинки с изображением разных неодушевленных предметов (в ТРИЗ-терминологии я чаще буду говорить «объектов»), например: стол,  чайник, дом, сумка, яблоко, корзина и т.д.

Напоминалка: вспомнить вместе с ребятами сказку «Теремок»

Играем!

Для начала построить теремок, разумеется, условно —  просто отгородив какой-то участок комнаты. Раздать детям карточки, посадить в теремок «хозяина». Для начала главным может выступать взрослый, дальше включатся и подхватят дети. Каждый получает свою картинку и играет за изображенный на ней объект. «Гости» по очереди подходят к теремку и ведут с «хозяином» диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, чайник.  А ты кто?
- А я яблоко. Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похоже, то пущу.

«Гость» должен сравнить обе картинки, найти общие признаки и назвать их. Например, и у чайника и у яблока округлая форма. После этого «гость» заходит в теремок, а к «хозяину» обращается следующий игрок. Все «гости» должны оказаться в теремке. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

Вариации:
«Хозяин» постоянно меняется — вошедший «гость» становится «хозяином», а бывший хозяин уходит отдыхать.

Построить несколько теремков, рассадить везде «хозяев», пусть «гости» ходят от дома к дому.

И еще: играть, конечно же, можно и с одним ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся «хозяином» и «гостем» теремка. Можно брать не рисунки, а реальные предметы – деткам помладше часто нужно ощупать объекты, чтобы найти сходства в признаках.

 

Игра «Сказочный магазин» (от 4 лет)

57576

Зачем: тренировать диалектическое мышление, то есть учить видеть и выделять противоположные признаки в одном объекте.

Реквизит: Рисунки сказочных героев, хороших и плохих (Баба-Яга, Бармалей, Снежная королева, Айболит, Белоснежка, Золушка, и т.д.), картинки с изображением разных объектов рукотворного мира например: конфета, нож,  будильник, краски…

Напоминалка: обсудить, что обязательно бывает в магазинах (продавцы и покупатели).

Играем!

Строим территорию магазина, садим продавца за прилавок(можно добавить «кассу» и прочие атрибуты, но без фанатизма)). Взрослому лучше сначала играть за покупателей, а продавцами пусть будут дети.

Магазин у нас необычный, в него заходят герои сказок. И денег с них не берут, но вот плохим героям  мы товары не хотим продавать, а только хорошим. Поэтому всяким разбойникам рассказываем, что в товаре плохого и герой сам не хочет такое себе покупать, а хорошим наоборот расхваливаем товар (так как хорошие герои сомневаются, так ли им нужна покупка ))

Суть в том, что один и тот же товар сначала хочет купить отрицательный персонаж,  а потом положительный. Таким образом, в игре наглядно показываем вывод, что в каждом предмете есть как хорошее, так и плохое.

В магазин входит Бармалей:

— Я хочу купить краски.

- Зачем тебе краски, они плохие! Ты ими испачкаться можешь!

- Не буду покупать.

Затем входит Золушка.

- Золушка, купи краски! Смотри, какие они, раз­ноцветные, яркие. Любую картину нарисовать сможешь!

- Хорошо, покупаю.

Дети 6-7 лет могут выдавать совершенно потрясающие варианты, благо, словарный запас и кругозор позволяют) В такие моменты жалею, что не записываю их слова сразу…

Продолжение следует!


Один комментарий на “ТРИЗ-игры для дошкольников, часть 1.

  1. Pingback: ТРИЗ-игры для развития мышления, часть 4 | Игра ТРИЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>